Минкомсвязи борется с телепомехами

Минкомсвязи подготовило проект требований к качеству услуг операторов цифрового ТВ. Кабельные операторы считают заявленные сроки устранения сбоев невыполнимыми
Первыми на новые требования Минкомсвязи отреагировали операторы-кабельщики/ М.Стулов/ Ведомости

Минкомсвязи разработало проект приказа, устанавливающего требования к устойчивому функционированию сетей цифрового ТВ, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к трем операторам платного телевидения (копия документа есть у «Ведомостей»). В частности, проект приказа устанавливает сроки ликвидации сбоев.

Он вводит такой показатель, как «коэффициент готовности сетей», который не может быть ниже 0,999, это значит, что абонент не может оставаться без доступа к телесети более девяти часов в год, объясняет человек, сотрудничающий с несколькими операторами. То есть оператор, приняв заявку на устранение неполадок в 21.00, должен к 6.00 следующего дня провести ремонт. Но на практике это невозможно, поскольку доступ в здания в ночное время отсутствует, утверждают менеджеры нескольких операторов, опрошенных «Ведомостями». Выдержать этот норматив в городах, где операторы обслуживают по несколько миллионов абонентов (как, например, «Ростелеком» в Москве), нереально, а срыв сроков ремонта повлечет претензии Роскомнадзора, объясняет один из них. Сначала оператор получит предписание, исполнить которое он должен в установленный надзорной службой срок, а если предписание не выполнено, он рискует лишиться лицензии.

Значит, сеть каждого оператора должна быть построена с двойным резервированием, включая «последнюю милю», т. е., по сути, каждому оператору нужно построить ее дважды, резюмирует президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин в открытом письме на имя заместителя министра связи и массовых коммуникаций Дениса Свердлова (опубликовано на сайте ассоциации). Это не соответствует ни отечественной, ни мировой практике, потребует от операторов огромных инвестиций и приведет к существенному повышению стоимости услуг платного ТВ, волнуется Припачкин.

Если требования вступят в силу, операторам придется резервировать опорные сети и ответвления от них к многоквартирным домам, рассуждает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков. В таких городах, как Москва и Петербург, затраты каждой компании на это могут составить, по его оценке, $8–15 млн. Правда, их можно сократить до $3–4 млн, если операторы будут строить участки сетей и эксплуатировать их в складчину.

Подключение среднестатистического московского дома к сети кабельного платного ТВ и широкополосного доступа стоит 5200–5400 руб. на каждую квартиру, рассказывает директор по развитию телекоммуникационных активов группы «Мортон» Алхас Мирзабеков. Требование резервировать каналы он считает излишней заботой об абонентах: уже сейчас многие квартиры подключены сразу к двум провайдерам ТВ и доступа в интернет. Если же в кабельном коллекторе, например, произошел пожар, то не помогут и 10 резервных кабелей, замечает Мирзабеков.

«Ростелеком» знает о проекте приказа Минкомсвязи и разделяет мнение АКТР о том, что требования завышены, говорит представитель оператора Кира Кирюхина. Разработчики этого документа позаимствовали коэффициенты из советских ГОСТов для телефонной связи 1980-х гг., считает гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков. Для кабельных же телевизионных сетей требование строить сети cо 100%-ным резервированием совершенно не оправданно с инвестиционной точки зрения, полагает он.

Представители АКТР и Минкомсвязи обсуждали проект требований к кабельным сетям и коэффициенты будут пересчитаны, уверен вице-президент АКТР Михаил Силин.

Минкомсвязи готово обсуждать требования к сетям цифрового ТВ и слушать аргументы участников рынка, причем не только кабельных операторов, но и всех остальных, говорит представитель ведомства Екатерина Осадчая. Она удивлена, что АКТР разместила письмо в открытом доступе, но не обратилась напрямую в Минкомсвязи. Требования к сетям, изложенные в проекте приказа, Осадчая называет общемировой практикой, цель которой – забота об абонентах.