Регулирование: Придет конкуренция

Мы постоянно на всех обсуждениях скатываемся от закона о почтовой связи к понятию ФГУП «Почта России». Очевидно, что ФГУП «Почта России» является существенным оператором, главным игроком и главным участником этого рынка, но цель федерального закона шире – он направлен на развитие отрасли. Не ФГУП «Почта России» как организации, а на развитие отрасли.

У нас на сегодняшний день 11 ведомств, которые должны были его согласовать, его согласовали без замечаний. У нас есть некое замечание в рамках процедуры ОРВ (оценки регулирующего воздействия). Минэк как ведомство документы согласовало без замечаний, а у [департамента] ОРВ в рамках этой процедуры есть замечания. Их два, они в отчете отражены, и они будут обсуждаться в рамках существующей процедуры процедурой обсуждения федерального закона. То есть уже даже после того, как правительство внесет его в Госдуму. Но версия правительства сегодня сформирована, и она описана в том документе, который в данный момент согласован и отправлен в правительство.

О базовых принципах, которые закладывались в этот закон. Вводится понятие универсального оператора, когда говорится о том, что на самом деле он может быть не один. Мы все понимаем, что сегодня он один: компания, которая способна оказывать универсальную услугу сегодня – это только ФГУП «Почта России». Но в федеральном законе, который направлен на отрасль, мы такого рода ограничения вводить не можем, то есть универсальных операторов гипотетически может быть много. Любая компания, которая способна обеспечить инфраструктуру для оказания универсальной услуги, может такой статус получить.

Есть понятие уполномоченного универсального оператора. Это организация, которая назначается государством и которой добавлены еще три функции, которые можно отдать только одной организации. Первая функция – это введение единого адресного пространства, вторая функция – доставка пенсий, третья – обязательная доставка печатных изданий.

Дальше вся универсальная услуга делится на две категории. Одна категория, которая подразумевает регулирование тарифов и действует в рамках текущей процедуры, предусмотренной законодательством. Вторая категория универсальных услуг – это та, которую универсальный оператор имеет право назначать самостоятельно.

При этом базовый подход к универсальной услуге – это определенный уровень сервиса обязательных услуг. И к универсальным услугам нужно относиться правильным образом: это не привилегия «Почты России», это – обременение, обязанность.

И в этой связи мы попытались дать универсальному оператору ряд возможностей, которые позволяли бы ему быть конкурентоспособным на рынке. Но это совсем не означает, что ему недоступно оказание других услуг, кроме универсальной.

О чем идет речь. У нас по универсальной услуге, например, предельный срок доставки – 10 дней. Если гражданину требуется отправить почтовое отправление быстрее, то универсальный оператор может это сделать. Она будет стоить дороже: по тарифу, который оператор назначит. Но тогда это уже не будет универсальная услуга, это будет уже услугой курьерской.

Из важных вещей, которые относятся непосредственно к ФГУП «Почта России» – мы убрали из закона запрет на акционирование. Появились новые форматы обслуживания, явным образом прописанные. Это и почтоматы, и мобильные отделения, то есть им придан статус. Введена возможность для оказания услуг в электронном виде или в гибридном режиме, когда часть маршрута почтовое отправление проходит в электронном виде, а затем доставляется традиционным путем. Такому режиму придается юридический статус.

Очевидно, что закон о почтовой связи в новой редакции точно не решит проблем компании ФГУП «Почта России». Но не в этом была задача этого закона. Его цель – определить правила игры для отрасли в целом. А все, что касается развития ФГУП «Почта России» – это отдельная работа. <...> Я думаю, что в течение месяца правительство будет способно внести этот законопроект в Думу.

Вопрос докладчику

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции:

В настоящем виде, в котором вы внесли закон, он неприемлем для издательских домов. Мы с ним работать не сможем, очень много подводных камней. Там нет даже понятия подписки. Насколько реально еще внести 5–10 поправок в закон? Денис Свердлов: На эту тему было обсуждение в Общественной палате. Я не согласен, что нет понятия подписки, оно там явным образом описано и будет являться обязанностью уполномоченного оператора, оно прописано в той версии закона, которая направлена в правительство. И там есть одна формулировка: что уполномоченный оператор должен содействовать в организации [подписки]. И из-за того, что «содействовать организации» является неточным термином, он вызывает у всех, согласен, правильную эмоцию. Мы не могли уже вносить изменения в закон по той причине, что он уже проходил в это время согласование с другими ведомствами. Если говорить идеологически, как мы к этому относимся, я могу свое персональное мнение озвучить, но, по сути, оно будет, наверное, мнением министерства. Если говорить о подписке, то есть когда гражданин приходит в почтовое отделение и просит его подписать, сотрудник почты обязан принять заказ на подписку. Эта обязанность должна быть прописана либо в законе, либо в правилах оказания услуг, но она должна быть. Но вот вопросов, связанных с тем, что «Почта России» или оператор должен этот каталог сам сделать или заключить 83 000 прямых договоров с издателями и т.д. – эти вещи, на наш взгляд, в федеральном законе описывать не надо, это можно сделать в других документах, которые определяют правила оказания услуг. То есть у уполномоченного оператора должны быть обязательные функции: обеспечить процесс подписки и доставку печатных изданий. И государство за это платит субсидию и планирует платить. Новый закон не вводит никаких изменений по отношению к текущему порядку подписки – как он был до последнего времени, в новом законе он такой же. А.О.: Во-первых, что касается Общественной палаты – там было всего два издательских дома: «Московский комсомолец» и «7 дней». Там не было ни одного серьезного общественно-политического коммерческого издания. Там не было «Ведомостей», там не было «Коммерсанта», там не было «Эксперта», там не было многих изданий, для которых подписка является основным в их деятельности. Тем более что у «Московского комсомольца» вообще нет доставки через почту, у них своя курьерская служба. И второе. Если дотации пойдут только в «Почту России», а у нас еще альтернативные почтовые операторы, и очень крупные, то начнется если не война, то... скажем так, нехорошие процессы. Вы только «Почте России» деньги дадите, значит, альтернативные операторы тогда будут повышать расценки на доставку и в конечном итоге страдать будет подписчик. То есть закон вот в этом виде, в котором сегодня вы его представляете в правительство, а потом в Думу, еще несовершенен, там еще нужно будет сделать некоторые дополнения. Д.С.: Сделать это в рамках регламента правительства уже невозможно. Я считаю, что все эти вещи надо отрабатывать на уровне Госдумы, когда там будут идти слушания. Это первый аспект.