Шедевры Всемирных выставок

Страна – организатор Всемирной выставки всегда ставила цель поразить посетителей и участников из других стран. Для строительства сооружений, приуроченных к выставкам, использовались самые передовые технологии и смелые архитектурные решения. Многие выставочные объекты стали частью мировой культуры

Crystal Palace. Лондон, 1851

Хрустальный дворец был построен специально для размещения экспозиций первой Универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 г. Здание из стекла и металла длиной 564 м, высотой 39 м и общей площадью 92 000 кв. м было построено всего за четыре месяца благодаря революционной для того времени конструкции – сборке из готовых элементов, которые доставлялись непосредственно к месту строительства. Автор проекта Хрустального дворца Джозеф Пакстон был возведен королевой Викторией в рыцари. После завершения выставки дворец, сооруженный в Гайд-парке, должен был быть разобран, но группа инвесторов организовала консорциум, который перенес Crystal Palace на окраину Лондона. Дворец функционировал как выставочная площадка до 1936 г., когда был полностью уничтожен огнем. Дворец, давший имя району Лондона и футбольному клубу Crystal Palace, так и не был восстановлен.

La Tour Eiffel. Париж, 1889

Башня высотой 320 м была сооружена по проекту Гюстава Эйфеля как арка главного входа на Универсальную выставку 1889 г. Строительство башни было негативно воспринято большой частью парижан, возражавших против разрушения «архитектурного облика города». Эйфелева башня оставалась самым высоким сооружением в мире до 1930 г. Является единственным уцелевшим памятником выставочной архитектуры ХIХ в.; главный символ французской столицы и самый популярный платный туробъект в мире: ее посетило более 250 млн человек.

Grand Palais. Париж, 1900

Большой дворец площадью 77 000 кв. м был возведен для размещения экспозиций выставки в 1900 г. На его строительство ушло около 6000 т стали – столько же, сколько на Эйфелеву башню. С 1901 по 1961 г. служил местом проведения Парижского автосалона. В настоящее время – Дворец изящных искусств, место проведения крупных временных выставок.

Каслинский павильон. Париж, 1900

Каслинский чугунный павильон стал одним из самых ярких объектов российской экспозиции на выставке 1900 г. и был удостоен Гран-при в категории «металлургия». Выполнен в технике художественного литья из чугуна (автор проекта – архитектор Е. Е. Баумгартен). После окончания выставки демонтирован и возвращен на Урал на Каслинский завод. Оставался в разобранном состоянии до 1921 г., когда был отдан приказ о его переплавке. Большая часть деталей была уничтожена. Восстановлен в 1958 г., ныне выставлен в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Павильоны СССР и Германии. Париж, 1937

Главными экспонатами Парижской выставки 1937 г. стали павильоны фашистской Германии и СССР, построенные друг напротив друга. Их сооружение было отдано ведущим архитекторам двух держав – Альберту Шпееру и Борису Иофану. Перед каждым стояла задача доказать через архитектуру превосходство общественно-политического строя своей страны. Установленная на крыше советского павильона скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» со временем стала одним из символов СССР. Архитектурное противостояние двух диктатур стало сюжетом для карикатуры Жана Эффеля.

Atomium. Брюссель, 1958

102-метровый Atomium – увеличенная в 165 млрд раз кристаллическая решетка железа – был главным павильоном выставки 1958 г. (инженер Андре Вотеркейн, архитекторы Андре и Жан Полак). Каждая из девяти сфер-атомов имеет диаметр 18 м, они соединены 20 трубами длиной 23 м. Предполагалось разобрать конструкцию после окончания выставки, но Atomium столь полюбился жителям Брюсселя, что решено было его сохранить. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей бельгийской столицы, в сферах – выставочные павильоны и ресторан.

Space Needle. Cиэтл, 1962

Построенная к выставке 1962 г. на деньги частных инвесторов 184-метровая башня Space Needle моментально стала символом Сиэтла. Окончательный дизайн башни стал результатом соединения идей архитектора Джона Грэма и президента World Expo 1962 Эдварда Карлсона. За время проведения выставки Space Needle посетили 3,2 млн человек. В 2007 г. общее число посетителей превысило 45 млн человек. Силовая структура башни позволяет выдержать силу ветра в 320 км/ч. В 2001 г. Space Needle выдержала землетрясение в 6,8 балла по шкале Рихтера. В верхней части башни работает вращающийся ресторан Skycity.

Павильон Мексики. Ганновер, 2000

Фрагменты павильона Мексики, разобранного после окончания World Expo 2000 в Ганновере, послужили мексиканскому архитектору Рикардо Легоррете (автор здания Университета Карнеги-Меллон в Катаре, нового кафедрального собора в Манагуа, публичной библиотеки в Сан-Антонио) для сооружения новой библиотеки Брауншвейгского университета искусств (Hochschule fuer Bildende Kuenste Braunschweig, HBK) – второго по величине университета искусств в Германии. В HBK учится около 1200 студентов, в библиотеке – более 120 000 наименований книг.

Павильон Китая. Шанхай, 2010

Выставка в Шанхае стала рекордной по площади (5,28 кв. км) и по количеству посетителей (более 73 млн человек). (Это 5% населения Китая. World Expo 1893 в Чикаго привлекла 27 млн человек – 25% тогдашнего населения США.) Cооружение павильона Китая (69,9 м в высоту) обошлось в $220 млн, сегодня в нем размещается Музей истории и культуры Китая.