Ким Чен Ын играет на обострение

Северокорейский лидер Ким Чен Ын (справа)/ AP/ KCNA via KNS

В субботу Пхеньян заявил, что находится в состоянии войны с соседом, поэтому «все вопросы между двумя Кореями будут решаться согласно условиям военного времени», а любые провокации на границе приведут к «полномасштабному конфликту и ядерной войне». Сообщение выпустило северокорейское информагентство ЦТАК. Министерство Южной Кореи по объединению (ведет политический диалог с КНДР) к угрозе отнеслось скептически: «Это не новая угроза, а продолжение провокаций». Технически Сеул и Пхеньян из состояния войны не выходили с 1953 г., когда трехлетние военные действия завершились соглашением о прекращении огня, а не миром.

Отношения Пхеньяна с соседями и США обострились после проведенного в феврале Северной Кореей ядерного испытания, принятия в ответ на него жесткой резолюции Совбезом ООН и совместных военных учений США и Южной Кореи. В начале марта КНДР в знак протеста против учений отказалась от всех соглашений с Южной Кореей о ненападении и денуклеаризации. На прошлой неделе впервые с окончания войны отключила линию военной связи с Сеулом, пригрозила закрыть совместную с южанами индустриальную зону Кэсон. В поддержку военных планов 31-летнего северокорейского лидера Ким Чен Ына в субботу государственная газета Rodong опубликовала его фото с военными картами возможного удара по США.

Обострение ситуации и следующий за ними дипломатический торг – уже устоявшиеся правила игры на Корейском полуострове, замечает Скотт Снайдер из Council on Foreign Relations, однако беспрецедентный уровень угроз ставит вопрос, понимает ли новый лидер правила этой игры. Он идет ва-банк, сказал американский чиновник Reuters.

По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, ядерное испытание и последующее обострение нужны Ким Чен Ыну для консолидации власти и силы, но советники могли подвести молодого руководителя и найти выход из ситуации будет сложно. К масштабным военным действиям Пхеньян не готов. У КНДР нет ядерной боеголовки, так как ее испытания не проводились, существующие ракеты обеспечивают дальность удара 1300 км, т. е. могут достичь Японии или Южной Кореи, но не США, указывает Евсеев, если говорить о войне с Южной Кореей, то потенциал КНДР крайне низок – господства в воздухе и на море армия обеспечить не сможет, а сухопутная армия отстает технологически. Начало военных действия будет самоубийством для КНДР, отмечает Джон Свенсон-Райт из британского Chatham House.