Месячник дилера

Автоконцерны могут расторгнуть договор с дилером, если тот не оплатил поставленные машины или запчасти в течение 30 дней. Это выяснилось в судебном споре «Рольфа» с налоговиками
«Рольф» убедил суд, что безакцептное списание спорных налогов может навредить его бизнесу/ М.Стулов/ Ведомости

ООО «Рольф» (входит в одноименную дилерскую группу) оспаривает в Арбитражном суде Москвы начисление компании 12,8 млн руб. налогов. В суде юристы компании указывали, что, если эта сумма будет списана с ее счетов безакцептно, а затем суд частично или полностью удовлетворит требования «Рольфа», возвращать уже списанные деньги из бюджета придется через суд. Поэтому компания попросила об обеспечительных мерах – приостановить требование об уплате налога до решения суда. Двадцать первого марта Арбитражный суд Москвы принять обеспечительные меры согласился, следует из определения, имеющегоcя в картотеке Высшего арбитражного суда. Единовременное списание суммы, указано в определении, «может повлечь причинение значительного материального ущерба и дестабилизировать финансово-хозяйственную деятельность заявителя».

Мера отношений. Андрей Петренко

РОАД. «Как правило, лишение статуса дилера – это крайняя мера, основывающаяся скорее на сложившихся взаимоотношениях между дилером и импортером, но с формальной точки зрения она может быть реализована».

Дело в том, что именно ООО «Рольф» заключает дилерские договоры с автопроизводителями. Суду компания раскрыла, что дилерский договор с «Мерседес-Бенц рус» (дистрибутор Mercedes) может быть расторгнут в одностороннем порядке, если дилер «оказывается не в состоянии заплатить дистрибутору любую сумму» в течение 30 дней после даты истечения срока платежа, а за любое нарушение условий и сроков оплаты автомобилей дистрибутор может приостановить отгрузку автомобилей (возобновляются поставки только после выполнения дилером своих обязательств по договору). «Фольксваген груп рус» (дистрибутор Audi) может отказаться от поставки заказанных запчастей и отгрузки уже оплаченных, а также вообще больше не давать дилеру отсрочку платежа «в случае просрочки дилером оплаты запчастей более чем на пять дней». Аналогичные условия, указано в определении суда, есть и в других договорах, заключенных с дистрибуторами и поставщиками запчастей.

Пункты дилерского соглашения, процитированные в определении, являются, по словам представителя «Рольфа», «стандартными для большинства компаний». Набор условий, которые должен соблюдать дилер, и степень жесткости формулировок разнятся в зависимости от марки, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. Но такие пункты, подтверждает он, содержатся практически во всех дилерских договорах.

Это еще не самые жесткие по отношению к дилерам пункты требований, говорит председатель совета дилерской группы «Модус» Алексей Лещенко. Например, один из дистрибуторов включает в договор пункт о том, что контракт может быть расторгнут в случае, если действия дилера наносят ущерб имиджу марки. Или в случае, если произойдут несогласованные изменения в руководстве дилерского центра, т. е., например, будет уволен главный бухгалтер или наемный директор, рассказывает Лещенко. Петренко говорит, что в некоторых договорах встречается даже возможность одностороннего разрыва контракта импортером без объяснения причин.

В последние два года дилеры несколько раз жаловались Федеральной антимонопольной службе (ФАС) на дискриминационные, по их мнению, условия работы, которые диктуют автоконцерны: дилерский бизнес, объясняли они, строится на хороших отношениях с менеджерами дистрибутора и, если отношения испортились, бизнес может быть разрушен. Представители комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (объединяет подавляющее большинство производителей) в ответ заявляли, что концерны готовы к диалогу с дилерами.

В результате ФАС в сентябре опубликовала рекомендации для дистрибуторов и производителей: договоры с дилерами должны заключаться как минимум на пять лет, производитель не должен диктовать дилеру цену перепродажи автомобиля и создавать «дискриминационные условия определенным дилерам» (например, односторонне изменять условия поставки или требовать 100%-ную предоплату).

«Лично мне не известно о каких-либо изменениях в действующих дилерских контрактах после появления рекомендаций ФАС», – говорит Лещенко.

Представитель «Мерседес-Бенц рус» за выходные не ответил на запросы «Ведомостей». Представитель Audi от комментариев отказался.