Ноутбук важнее брюк
Продавцы бытовой техники и электроники остаются главными игроками интернет-коммерции, несмотря на рост выручки у торговцев одеждойКрупнейшим по обороту игроком российского рынка интернет-коммерции в сегменте розничной торговли в 2012 г. стал продавец бытовой техники и электроники «Cитилинк» с выручкой 18,9 млрд руб. (без НДС), следует из рэнкинга, составленного центром стратегических исследований Enter.
«Cитилинк», проект дистрибуторской группы Merlion, не раскрывает выручку. Enter называл ее с погрешностью в пределах 15%, говорит директор по маркетингу «Cитилинка» Сергей Махомет, не делая других уточнений. Оборот компании, по его словам, за прошедший год вырос на 87%.
Прошлогодний лидер рэнкинга – компания «Юлмарт», занявшая в этом году третью позицию (ее оборот оценен в 14,3 млрд руб.), с перестановкой не согласна. Выручка компании по управленческой отчетности за 2012 г. составила примерно 20,8 млрд руб. без НДС, сообщил гендиректор компании Алексей Никитин. «Юлмарт» крупнее «Cитилинка», считает и совладелец проекта Wikimart Максим Фалдин.
Enter создал рэнкинг игроков рынка e-commerce России на основе анализа доступной отчетности компаний и собственной оценки их деятельности, указывает гендиректор Enter Сергей Румянцев. Интернет-ритейл – непрозрачная отрасль, многие игроки не раскрывают показатели, поэтому оценки аналитиков могут отличаться в разы, объясняет директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Его компания расходится с Enter в оценке многих интернет-ресурсов. Например, Enter поставил магазин запчастей Exist.ru на вторую строчку рэнкинга с выручкой 14,7 млрд руб., а Infoline оценивает оборот этой компании в 9,5 млрд руб. «Утконос», получивший 4-е место в рэнкинге Enter c 8,7 млрд руб. выручки, по данным Infoline, в 2012 г. снизил продажи до 5,8 млрд руб. Сами компании финансовые показатели не комментируют.
И Enter и Infoline сходятся в том, что основные обороты в онлайн-ритейле делают магазины, специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники. Среди 25 крупнейших онлайн-ритейлеров по версии Enter «технических» специалистов оказалось 12, еще шесть – это торговцы смешанным ассортиментом. Один из самых быстрорастущих сегментов, торговля одеждой и обувью, представлен только четырьмя игроками: Otto Group с магазинами Otto.ru и Quelle.ru заняла шестую строчку, Wildberries.ru и KupiVIP.ru – 10-ю и 11-ю строчки, а Boutique.ru – 24-ю строчку. В рэнкинг Enter не вошли как минимум три крупных торговца одеждой – Lamoda.ru с выручкой 3,3 млрд руб., Laredoute.ru (3 млрд) и Club-sale.ru (2,2 млрд руб.), считает Бурмистров. У компании нет данных по их оборотам, объясняет представитель Enter.
Минимальный порог вхождения в рэнкинг Enter – 1,5 млрд руб., с такой выручкой последнюю строчку занял магазин «Закажи».
«Электроника – старейшая категория, с нее началась онлайн-торговля», – объясняет гендиректор «Сотмаркета» Всеволод Страх. В то же время, говорит он, это самый конкурентный сегмент рынка в интернете, поэтому рост продаж медленный. «Техника – самый большой и емкий сегмент рынка, и такое положение дел будет сохраняться еще очень долго, потому что электронику и правда удобнее покупать в интернете», − считает Фалдин.