Суть дела: Я почерпнул много информации у клиентов

KPMG International

Аудиторско-консультационная компания. Совладельцы – сотрудники компании. Основана в 1987 г. в результате слияния Peat Marwick International и Klynveld Main Goerdeler. Штаб-квартира – в Нидерландах. Международная сеть фирм-членов представлена в 156 странах. Оказывает услуги в области аудита, налогового и финансового консультирования. Выручка (за финансовый год, завершившийся 30 сентября 2012 г.): KPMG International – $23 млрд, «KPMG Чешская Республика» – $40,9 млн.

Уже очень много было сказано об управлении программными активами, о том, почему необходимо практиковать SAM, о том, что это сложный процесс, который не сводится исключительно к инструментам.

Особо следует выделить сложность организационной структуры при реализации этого проекта. Ведь доводить важность SAM до бухгалтерии, отдела закупок или топ-менеджмента очень непросто. Я бы хотел рассказать о том, как некоторые организации подходят к решению этой проблемы, что позволяет им избегать сложностей в масштабных проектах.

Но сначала скажу о том, что я наблюдал в Центральной и Восточной Европе. Должен отметить, что отношение к соблюдению законодательства меняется очень серьезно. По сути дела, речь идет о движении с запада на восток. Поставщики программного обеспечения проводят сегодня аудиты программной продукции, аудиты выполнения законов о защите интеллектуальной собственности. В результате регулирование этих прав на востоке становится такой же тщательной и эффективной процедурой, как и на западе. Последние три-четыре года мы наблюдаем нарастающие изменения в мотивации компаний к использованию подходов, основанных на SAM. Сегодня уже сами организации потихонечку становятся заинтересованными в решении этих задач и проявляют все больше и больше инициативы.

Теперь непосредственно о внедрении SAM. Я уже достаточно долгое время занимаюсь вопросами управления программными активами с нашими заказчиками. И в процессе работы я почерпнул много информации у своих клиентов. Это организации, обладающие как глобальными, так и локальными ЦОДами. Им приходится управлять большими массивами контрактов, и все они стремятся к тому, чтобы оптимизировать процесс управления программной продукцией.

Есть три категории проблем, стоящих перед каждой организацией. Это необходимость решения финансовых задач. Это необходимость получения полной информации, каким ПО организация обладает и пользуется. Это необходимость управления контрактными отношениями. Вот эти три основных пласта – финансовый, операционный и контрактный – очень и очень важны для организации и объясняют, почему сегодня эффективно решаются проекты, связанные с SAM.

Какие барьеры существуют к внедрению реализации проектов, связанных с программными активами? Основной барьер – сложность и масштабы этого управления. Другой барьер – затраты. Очень многие ссылаются на финансово-экономическую ситуацию, которая мешает решению задачи SAM, в результате процесс иногда тормозится. Многие ждут от проектов по внедрению управления программными активами мгновенной экономии, а на деле это не происходит очень быстро.

Мы предлагаем поэтапный подход. Все организации нуждаются в стандартизации и согласовании деятельности различных подразделений. И эти задачи оправдывают затраты на осуществление различных мероприятий, связанных с внедрением SAM. Например, есть глобальные компании с крупными ЦОДами, использующие централизованные процедуры закупок. Они, естественно, заинтересованы в стандартизации процессов SAM, процедур, связанных с управлением программным обеспечением, и понимают, что потребуется вложить определенные средства.

Какие это им дает преимущества? Экономия за счет избавления от избыточного программного обеспечения. Возможность ставить перед собой какие-то базовые цели и задачи, обсуждать их с линейными подразделениями, а затем осуществлять мониторинг проведения всего этого в жизнь. Благодаря SAM вы получаете истинную картину относительно того, как в вашей организации используется программное обеспечение. Если какое-то ПО оказывается избыточным, вы от него избавляетесь. Кроме того, вы осуществляете консолидацию и оптимизацию. Очень многих заказчиков удивляет, какое количество ненужных им программных продуктов они продолжают эксплуатировать. Благодаря аудиторам, которых мы им рекомендуем, они избавляются от ненужных лицензий и потом закупают программное обеспечение и лицензии более рационально.

Далее – централизованные закупки и объединение программного обеспечения. Для решения этой задачи требуется серьезная реорганизация производственных процессов, и это весьма непросто.

И следующий этап, на котором мы получаем самую большую отдачу, – это мониторинг использования программных активов в реальном времени с целью оптимизации этого использования.

Но это основные этапы, которые необходимо пройти при реализации процесса SAM. А что следует делать на последующих стадиях? Во-первых, необходимо назначить выделенных сотрудников. В Великобритании компания KPMG провела в прошлом году деловой завтрак с участием 30 руководителей. Мы обсуждали самые разные темы и задавали разнообразные вопросы. В частности, мы поинтересовались, есть ли в их компаниях люди, которые персонально и на постоянной основе занимаются внедрением процессов SAM? 90% присутствующих ответили «да». Следующим вопросом было: «Действительно ли вы считаете, что такая должность нужна в структуре компании?» И здесь 90% присутствующих также сказали, что, по их мнению, это необходимо. Из этого следует вывод, что среди высших руководителей компаний и руководителей служб IT нарастает понимание важности этой задачи и ее масштабности. Следует учитывать, что такая должность [специалиста по SAM] предполагает наличие соответствующей квалификации и знаний.

Коснусь вопроса проведения самостоятельной оценки ситуации в компании. В компаниях есть много программных продуктов от многих поставщиков. И маловероятно, что вы сразу сможете внедрить у себя процесс SAM в полном объеме. Сначала надо сделать шаг назад и посмотреть, как обстоит ситуация на сегодняшний день: что у вас есть, каким образом вы это лицензируете (и располагаете ли полной информацией относительно того, как лицензируете ПО от разных вендоров). Когда вы оцените всю эту информацию, вы сможете принять решение, каким образом расставить приоритеты и определить реперные точки. Оценив свое исходное состояние, определив свой base-line, отталкиваясь от него, вы сможете оценивать движение вперед. Повторяю, очень важно четко определить начальную позицию.

Следующий шаг, который надо делать после того, когда вы определите свое текущее положение, – это понять, в какой точке модели вы находитесь и к какой хотите прийти. И затем следует разработка плана действий на будущее. Тут надо понимать, какими вы располагаете ресурсами, чтобы было ясно, какую работу надо выполнить, как можно ее распределить, каковы сроки.

После этого следует этап реализации системы управления. Нужно, чтобы каждый человек понимал, что ему надлежит делать, нужно, чтобы у вас была сформирована дееспособная структура.

И наконец, последний этап – получение выгод от внедрения процесса SAM. По экспертным оценкам, реализация больших проектов SAM позволяет сэкономить до 30% средств в течение первого года и от 5 до 10% ежегодно в течение следующих пяти лет.