Новые правила для ВВП

Высшая школа экономики предложила свой рецепт поддержки экономического роста: «новый бизнес» и «новая бюрократия» напишут новые правила игры, а гражданское общество будет следить за их соблюдением

Чтобы поменять модель экономики, России нужно поменять систему «правил поведения» бюрократии и бизнеса, пишут в представленном на конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) докладе ее эксперты Евгений Ясин, Наталья Акиндинова, Лев Якобсон и Андрей Яковлев (его статью см. на стр. 06). Сильная сторона России – природные ресурсы – перестает быть таковой по мере перехода мировой экономики к постиндустриальной стадии, где рост обеспечивают инновации. Для такого роста нужны свобода и конкуренция, т. е. обеспечивающие их институты.

Россия не может конкурировать ни с развитыми странами, проигрывая им по качеству институтов, ни с развивающимися, проигрывая им по уровню издержек. Перспективнее сокращать разрыв с развитым миром, увеличивая инновационный потенциал. Но, упустив время для радикальных преобразований, Россия стала разворачиваться к более архаичным отношениям между властью и бизнесом. Вместо стабильных налоговых условий – кратное повышение соцвзносов, вместо защиты прав собственности – расширение практики ускоренного изъятия земель, вместо снижения давления на бизнес – активизация силовых структур. В итоге торможение экономики происходит даже при довольно стабильных внешних условиях.

Нужно включать новые факторы роста, а для этого ответить на вопрос, кому выгодны изменения. Таких групп две, нашли авторы. Первая – бизнес, научившийся жить и конкурировать по рыночным условиям. В одной и той же отрасли разрывы между 20% худших и 20% лучших фирм, например, по производительности труда достигают 11–24 раза. Успешные компании могут стать базой для экономического роста. Но это требует новых, «правильных стимулов» для госаппарата.

В развитых демократиях эти стимулы обеспечивают политическая конкуренция и давление гражданского общества. В России пока оба фактора слабы. Поэтому новые стимулы может дать конкуренция между регионами: возвращение к федерализму. Почва подготовлена: за 2000-е гг. в регионах появился слой «новой бюрократии» – квалифицированных, амбициозных и хорошо оплачиваемых управленцев, реализующих возможности выстроить свои истории успеха (Калужская, Ульяновская области). Но деятельность тех, кто ориентирован на производство, а не на ренту, в масштабе страны носит «полустихийный» характер; сама структура нынешнего госуправления ориентирует не на продуктивную деятельность, а на перераспределение. Переписать правила «управленческой вертикали», сформированные в 2000-е гг. федеральной элитой, силовиками и крупным бизнесом, – вопрос не политической воли, а способности элит договориться. Две главные заинтересованные группы – успешный средний бизнес и региональные чиновники – могут стать главными переговорщиками: изменение правил приведет к изменению поведения, а оно станет движущей силой новой модели роста. Попытки же силовых решений будут означать не только напрасную трату ресурсов, они чреваты запуском процесса взаимного уничтожения элит.

Участниками выработки новой системы правил должны стать и профессиональные группы – представители учителей, врачей, преподавателей, деятелей культуры. До сих пор все решения принимало государство, людям отводилась роль исполнителей. Но новая экономика требует иного: больше свободы – и больше ответственности. Признак того, что в России складывается ответственное гражданское общество, – множество некоммерческих организаций, компенсирующих собой провалы государства в социальных сферах.

Именно работа региональных управленческих команд – источник повышения роста экономики, уверен гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: «Первое, что мы сделали, создав агентство, – проанализировали, а что такого делают те регионы, где темпы ВРП выше, чем страновой ВВП». Выяснилось, что делали одно и то же: создали систему как по привлечению инвесторов, так и по стимулированию действующих предприятий и предпринимателей. Для предприятий одной отрасли макроэкономическая ситуация тоже одинакова, но одни работают хорошо, а другие плохо: вопрос в эффективности команд, говорит Никитин. «Приоритетом должно стать эффективное управление, но не в качестве тезиса про «плохое правительство», а как четкая работа снизу, на уровне регионов», – считает он.

Для России рост на 3% – это стагнация и страна уже вплотную подошла к этой черте: в 2013 г. и за 3% придется побороться, говорит председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Уже невозможно развивать экономику на основе вертикали власти и дирижистских решений, согласен он с авторами доклада: «Если мы понимаем, что наш ВВП на душу населения вдвое ниже, чем в развитых странах, – значит, надо играть по правилам рыночной экономики. Требуется модернизация, связанная с улучшением положения человека, его возможностями раскрыться не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а в силу собственных способностей. Очевидно, что такое общество – это общество с очень сильным гражданским элементом».