Автомобили катятся назад

Продажи новых легковых автомобилей в марте ушли в минус. Продавцов не спасают даже скидки. А машины без дисконта покупателей вообще мало интересуют
Покупатели в автосалоны приходят сейчас только за скидками/ А. Махонин/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в марте снизились на 4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это первое падение продаж с начала года: по итогам января рост продаж составлял 5%, в феврале он снизился до 3%. В итоге за I квартал продано примерно столько, как и в прошлом году: 616 770 автомобилей.

По итогам месяца российский авторынок переместился со 2-го на 3-е место в Европе, сообщает агентство «Автостат». Впереди теперь не только Германия, но и Великобритания, которой удалось сразу выйти на первую позицию по объему продаж легковых автомобилей. В марте британцы приобрели 395 000 легковых автомобилей, жители Германии – 281 200.

Пока ситуация развивается в соответствии с прогнозами АЕБ, которая ожидает в этом году нулевого роста продаж – 2,95 млн машин. Но настораживает, что в январе – марте покупатели заказали меньше автомобилей, чем в I квартале 2012 г., следует из слов председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, цитируемых в пресс-релизе комитета. Шрайбер считает, что причина недостаточной активности покупателей может быть связана с затянувшейся зимой: «Мы все же надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет».

Погода в марте действительно не способствовала поездкам по автосалонам, однако объяснять спад только погодными условиями неправильно, говорит коммерческий директор «Автомира» Игорь Кроливец. Результаты I квартала предвещают сложный год: рынок не удалось удержать даже с помощью скидок, которые сейчас предлагают покупателям большинство марок, добавляет руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив. На многих сделках дилеры очень мало зарабатывают – буквально по 1000 руб. с автомобиля, так как дисконт вычитается из маржи, продолжает эксперт.

Спрос очень низкий – он начал падать в конце прошлого года и до сих пор не восстановился, рассказывает Виталий Корнеев, директор по развитию информационной базы по наличию новых автомобилей на складах дилеров autoi.ru. В итоге многим импортерам не удалось распродать стоки в марте, как они надеялись. говорит он. При этом все опрошенные «Ведомостями» импортеры и дилеры утверждают, что у них ситуация со складами нормальная и стоки на стандартном уровне – в среднем в размере двухмесячного плана продаж.

По данным autoi.ru, сейчас скидки на машины прошлого года предлагают 12 из 20 крупных импортеров, средний размер скидок – 8–10%.

Покупатели уходят к тем дилерам, у которых есть прошлогодние машины по выгодной цене, признает директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков: «Покупать автомобили 2013 г., цена на которые немного выше, люди не спешат». Новые машины тоже можно купить со скидкой от официальных ценников, но даже с ее учетом они оказываются примерно на 5% дороже автомобилей, выпущенных в 2012 г., рассказывает Корнеев.

К марту у производителей стоки заканчиваются, поэтому ситуация совсем не критична, уверяет представитель General Motors Сергей Лепнухов.

«Данные АЕБ не расходятся с нашими прогнозами», – утверждает он.

«В 2012 г. рынок новых автомобилей был достаточно емким и продажи достигли почти 3 млн штук, поэтому мы ожидали стагнации или падения на уровне 5%», – говорит Лепнухов.

Ситуация ожидаема и трагедии в ней нет, уверяет и президент дилерской группы «Фаворит моторс» Владимир Попов. В прошлом году рынок был переоценен, предложение – избыточно, это повлекло снижение цен и уменьшение маржинальности, продолжает он. Традиционно во втором полугодии продажи лучше, чем в первом. Во многом это связано с освоением бюджетных денег, говорит Попов. Заполненность складов – явление строго индивидуальное, на рынке всегда находятся безумцы, которые на фоне сильных прошлогодних продаж делали большие заказы на нынешний сезон. У «Фаворит моторс» с этим проблем нет, корректировать план продаж компания не намерена, утверждает Попов.

В дальнейшем ситуация стабилизируется и продажи будут на уровне прошлого года, надеется Кроливец. Рынок достиг своего пика и теперь продавцам нужно будет бороться за каждого клиента, считает главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая.