Без кабинетов и перегородок

Американские мебельные компании, пострадавшие в кризис, поправляют дела: вместе с клиентами придумывают оптимальный для работы дизайн офиса
Офисное пространство во многих компаниях поделили на множество маленьких комнатушек, где могут совещаться 2–4 человека/ PhotoXPress

Мебельщики выходят из кризиса. 26%

доходов потеряли американские производители мебели в кризис, по данным исследовательской компании IBISWorld, в 2009 г. Только спустя некоторое время мебельные компании вернулись к ранее замороженным проектам, рассказывает гендиректор Haworth Франко Бьянки. По оценке IBISWorld, в 2013 г. рынок производства мебели в США будет расти самыми быстрыми темпами со времен кризиса. По прогнозу, объем мебельного рынка достигнет в этом году $2,5 млрд, что на 4% выше показателей 2012 г., хотя все равно на 26% меньше показателей 2006 г.

После кризиса компании все чаще стали прибегать к не слишком затратным способом мотивации персонала. Один из них – купить в офис новую мебель, перекрасить стены и создать приятную атмосферу. В некоторых случаях новый дизайн помогает сэкономить место и, соответственно, траты на аренду.

Производители мебели тут же почувствовали, что новые веяния могут принести им новые доходы и стали наперебой предлагать компаниям новые гарнитуры. Взять хотя бы гиганта американской мебельной промышленности, компанию Herman Miiler. Она 40 лет назад создала ажиотаж вокруг офисных перегородок. В последние два года, несмотря на кризис, ее выручка выросла на треть. В основном за счет такого крупного клиента, как Microsoft.

Двое вместо двадцати

Компьютерный гигант нанял консультантов из Herman Miller, для того чтобы те проследили и оценили, как используется рабочее пространство в офисах компании. Среди прочего консультанты выяснили, что переговорные, предназначенные для 20 человек, часто используются для работы двух-трех сотрудников. В результате офисное пространство Microsoft поделили на множество маленьких комнатушек, где могут проводить совещания группы в два-четыре человека. В Microsoft их назвали «фокусными» переговорными. «Работа реально делается именно в маленьких группах», – уточняет Марта Клаксон, директор по планировке рабочего пространства в Microsoft.

Жучок под стулом

Франко Бьянки, гендиректор Haworth, одного из крупнейших американских производителей мебели, рассказывает, что сейчас Haworth наняла дополнительно 20 сотрудников, которые работают с клиентами над созданием эффективного для работы дизайна офиса.

Трейси Брауэр, топ-менеджер Herman Miller, который консультирует компании на тему грамотного использования офисного пространства, рассказывает: многие его клиенты требуют предоставить им подтвержденные цифрами данные о том, как с помощью интерьера офиса можно повысить производительность труда и улучшить моральный климат в коллективе. «Клиенты принимают решения только на основе большого количества цифровых данных», – подчеркивает он.

Чтобы понять связь между поведением сотрудников и интерьерами, которые их окружают, Herman Miller создала исследовательское подразделение. Сотрудники подразделения широко пользуются в работе разными электронными датчиками. К примеру, они на некоторое время прикрепляют сенсорные датчики к стульям в офисах клиентов и отслеживают, насколько часто сотрудники офиса садятся на эти стулья.

Исследования показывают, что офисные ячейки за перегородками используются для работы чуть больше трети рабочего дня, а личные кабинеты и вовсе пустуют 80% рабочего времени.

«Главная тенденция, которую мы наблюдаем у наших клиентов из Кремниевой долины, состоит в гибком подходе к расположению работников в офисе и умению приспособить под себя любое рабочее место», – замечает Джонатан Уэбб из Krueger International в Грин-Бэй (штат Висконсин).

Место и должность

Недавно компания Campbell Soup решила поменять дизайн своей штаб-квартиры в Кэмдене (штат Нью-Джерси), которая была построена еще 55 лет назад. В офисе появилось больше пространства для совместной работы и времяпрепровождения, а кроме того – маленькие комнатки для совещания небольших групп людей, рассказала Бет Джолли, пресс-секретарь Campbell Soup.

У многих топ-менеджеров Campbell Soup до сих сохраняются отдельные кабинеты, но их площадь уменьшилась до 120 кв. футов (11,1 кв. м). За счет сокращения размеров кабинетов топ-менеджеров компания расширила площадь открытого офисного пространства для совместной работы. Кроме того, компании теперь легче передвигать людей с одного рабочего места на другое, так как должность и положение в организации не определяют больше месторасположение рабочего места.