Кевин Цудзихара: Персона - Кевин Цудзихара, гендиректор Warner Bros.

Перед новым руководителем студии Warner Bros. Кевином Цудзихарой стоит непростая задача. Для обеспечения роста доходов студии он должен создать новые каналы продвижения фильмов, чтобы во всеоружии встретить вызовы цифрой эпохи, которая уводит зрителей в интернет.
Кевин Цудзихара, генеральный директор Warner Bros./ Marty Melville/ AFP

Warner Bros. Entertainment

Кинокомпания. Является подразделением медиаконцерна Time Warner, почти 100% акций которого находится в публичном обращении. Финансовые показатели (2012 г.): выручка – $12 млрд, операционная прибыль – $1,2 млрд. Основана в 1923 г. братьями Уорнер. Занимается производством кинофильмов и телесериалов, распространением кинопродукции для домашнего просмотра и видеоигр.

Цудзихара не любит публичности – большую часть времени проводит в переговорных комнатах, куда запрещен вход посторонним, пишет агентство АР. В интернете есть всего несколько его фотографий, а страничку в Wikipedia о нем создали лишь за несколько недель до официального назначения гендиректором Warner Bros.

Цудзихара – пятый гендиректор за 90-летнюю историю киностудии. Он возглавил компанию в трудные времена: продажи DVD падают по всему миру под натиском интернета, вслед за ними рушатся доходы кинокомпаний от домашнего просмотра – за последние пять лет они снизились примерно на 20%. Компьютеры, планшеты, смартфоны открывают новые пути для продажи контента, но убивают классическую бизнес-модель. Особенно пагубно они влияют на традиционный промежуток между премьерой фильма в кинотеатре, выпуском его на платном телевидении и выходом на DVD.

Цудзихара с гордостью замечает, что Warner Bros. стала первой компанией, запустившей прокат фильмов в Facebook (после оплаты кинолента доступна пользователю ограниченное время для просмотра) и продажу их в виде приложений в AppStore, чтобы обойти iTunes Store. А в марте с одобрения компании актеры Роб Томас и Кристен Белл начали на краудфандинговой площадке kickstarter.com сбор средств фанатов сериала «Вероника Марс» на съемку полнометражной ленты. Кинокомпания поставила условие: если за 30 дней будет собрано $2 млн, фильму быть. Через 4 часа 24 минуты был собран первый миллион, через 5,5 – второй. На минувших выходных сумма пожертвований превысила $4,6 млн. Деньги принимаются до конца текущей рабочей недели, так что есть все шансы, что сумма еще вырастет.

«Нужно предугадывать, куда двинется рынок», – убеждает Цудзихара. Вскоре после вступления в должность на собрании топ-менеджеров компании он озвучил свои основные задачи: найти новые способы монетизации 9500 лент, созданных студией, усилить зарубежную экспансию, стереть барьеры между различными бизнес-подразделениями.

Цудзихара – выходец из семьи иммигрировавших в США японцев. Во время Второй мировой войны его мать вместе с тысячами других японских семей была отправлена в лагерь для интернированных, а имущество семьи – конфисковано.

До войны семья Цудзихары занималась выращиванием персиков, винограда и оливок в калифорнийском городе Фресно. После победы они переехали в г. Петалума в том же штате и начали с нуля бизнес по оптовой торговле яйцами. Этот населенный пункт, где жило 58 000 человек, прозвали «яичной столицей мира», рассказывает AP.

25 октября 1964 г. у них родился пятый ребенок. Как и остальным, ему дали американское имя – Кевин. В семье обычно говорили на английском, хотя родители могли свободно изъясняться на родном японском.

Как-то летом отец Кевина настоял на том, чтобы сын не отдыхал на каникулах, а отправился поработать. Так он и начал свою карьеру – убирая птичий навоз на ферме и сортируя яйца на конвейере. Работа самого отца заключалась в круглосуточном сидении на телефоне и обзвоне фермеров и потенциальных покупателей.

Его отец скончался в 2003 г. И, услышав о своем назначении, Цудзихара сказал: «Я сожалею об одном – что не могу разделить свою радость с отцом. Он был бы в шоке. Думаю, отец решил бы, что это за гранью реальности. Не потому, что не верил в меня. Но он не верил, что такой шанс может выпасть нам [живущим в США японцам]».

Если не считать дурно пахнущей работы на ферме, в остальном детство Цудзихары было безоблачным. Его учитель истории в младших классах Стивен Лэмб рассказал AP, что Цудзихара пользовался всеобщим расположением, и вспоминал, что тот активно интересовался вещами помимо школьной программы.

Он увлекался спортом. «Во-первых, команда «Гиганты» станет чемпионом; во-вторых, рестлинг – это круто; в-третьих, роллер-дерби – тоже круто», – писал Цудзихара в выпускном альбоме младшего класса. В средних классах отец приохотил его к гольфу, это увлечение осталось на всю жизнь. «Мои родители хотели, чтобы я чувствовал себя американцем и умел приноравливаться к окружающим людям», – цитирует Цудзихару AP.

Цудзихара – буддист, который так и не увлекся миром Голливуда. Стены его кабинета вместо портретов звезд и постеров фильмов увешаны фотографиями великих спортсменов, например Мохаммеда Али и Вилли Мейза. Он регулярно играет в баскетбол с сотрудниками студии. «Если бы вы спросили меня, какая работа для Цудзихары была бы работой мечты, я бы сказал, что это работа в футбольной команде San Francisco 49ers», – говорит его школьный приятель Говард Фелднер.

В 1986 г. Цудзихара окончил Университет Южной Калифорнии с дипломом по бухгалтерскому делу и устроился менеджером в подразделение Ernst & Young по слияниям-поглощениям. Одним из его основных клиентов была студия Warner Bros.

Через несколько лет работы он отправился в Стэнфорд получать диплом МВА. Тогда же ему захотелось больше узнать о своих японских корнях. Он год учил японский и на летнюю практику поехал в Long Term Credit Bank of Japan в Токио. Выглядел Цудзихара как урожденный японец, а вот говорил на японском с трудом, поэтому решил, что лучше ему жить и работать в Америке, пишет AP. В 1992 г. он получил степень МВА. Фелднер попросил написать его бизнес-план компании, предоставляющей компьютерные бухгалтерские программы, а потом предложил войти в долю в новой компании. QuickTaxe была основана в Лос-Анджелесе, ее офис открылся по соседству с известной компаний Quik Check, специализировавшейся на получении наличных по чеку, когда, выписывая чек на сумму, превышающую стоимость покупки, владелец книжки получал сдачу наличными.

У Цудзихары не было собственного жилья. Он жил в двухкомнатной квартире одного из партнеров компании. Затем он смог снять небольшую комнатушку в пригороде Лонг-Бич с раскладушкой вместо кровати.

После пары лет работы с переменным успехом бизнес с убытком был продан компании Quik Check. Цудзихара вспоминает, что ему было очень стыдно, что, несмотря на все усилия, деньги друзей и его семьи, вложенные в дело, пропали.

В то же время его будущая жена Сэнди (как и он, японоамериканка, их родители дружили семьями) заявила, что отказывается переезжать к нему из Сан-Франциско, пока они не поженятся, а жениться отказывается, пока он не найдет работу. Так что пришлось Цудзихаре поднимать старые связи в Warner Bros., оставшиеся еще со времен работы в Ernst & Young, и устраиваться туда на работу.

В 1994 г. Цудзихара устроился директором по спецпроектам Warner Bros. Его задачей было представлять интересы студии в Six Flags – одном из крупнейших операторов парков развлечений, который в то время принадлежал кинокомпании.

Постепенно Цудзихара стал взваливать на себя новые обязанности, помогая налаживать сеть распространения дисков с фильмами, разбираясь в новых цифровых форматах и выдвигая предложения по стратегии компании в этой сфере. Его заметил гендиректор студии Барри Мейер и начал продвигать по карьерной лестнице.

Цудзихара стал отвечать за стратегическое планирование, в 2000 г. был назначен руководителем по работе с новыми медиа, а в 2005 г. стал президентом свежесозданного подразделения домашнего просмотра (Warner Bros. Home Entertainment), которое занимается DVD, цифровой дистрибуцией и видеоиграми.

Он начал заниматься домашним просмотром как раз в то время, когда популярность DVD пошла на убыль. Цудзихара считает, что ответом на этот тренд может стать развитие технологии Ultraviolet. Ее разработал консорциум крупнейших компаний – от Microsoft и Philips до студий Fox и Paramount. Идея в том, чтобы зритель мог смотреть купленные фильмы на любом принадлежащем ему устройстве. Подобное делает со своими гаджетами Apple с помощью iTunes Store. В 2011 г. Warner Bros. стала первой студией, предоставившей собственные киноленты сервису.

Но Apple и Disney предпочли развивать свой формат. В итоге без помощи компании Стивена Джобса созданное консорциумом приложение для iTunes долго грузилось, медленно и с перебоями работало, а порой просто отказывалось крутить кино. Но консорциум не отказался от проекта. Сейчас у Ultraviolet более 11 млн пользователей. Правда, в среднем на каждого приходится менее трех фильмов, пишет WSJ. Но Цудзихара не унывает: «Ожидания потребителей не дают нам времени дожидаться появления единственного верного решения проблемы. Тем более что его не существует». Цудзихара легко идет на эксперименты. Например, он начал продажу цифровых копий «Операции «Арго» за несколько недель до официального релиза DVD, зато на пике шумихи вокруг получения им «Оскара».

Возглавляя Warner Bros. Home Entertainment, Цудзихара отвечал практически за всю деятельность компании, кроме телевидения и кино. Неудивительно – кино- и телепроектами занимались влиятельные топ-менеджеры, которые в итоге стали конкурентами Цудзихары в борьбе за пост гендиректора киностудии. Это президент отдела телевидения Брюс Розенблюм и президент производственного отдела кинокомпании Джефф Робинов.

Подковерная грызня за право стать новым гендиректором длилась два года и сильно ослабляла моральный дух коллектива, сходятся во мнении различные издания. «Подозреваю, что мне очень сильно помогло то, что я не выходец из этой индустрии и никогда не мечтал в ней работать. Так что я все подвергаю сомнению, – рассказывал Цудзихара агентству AP. – И я не боюсь говорить то, что думаю, потому что не верю, что это может стать концом моей карьеры».

Источники WSJ в кинокомпании предполагают, что Цудзихара был выбран потому, что в отличие от конкурентов не боролся в открытую за этот пост, а продолжал делать свою работу. Сама его кандидатура появилась в списке претендентов в ходе тщательного отбора перспективных менеджеров. Компания, которая делает ставку на контент, а не способы его распространения, выбрала логиста, а не эксперта в отношениях с актерами и режиссерами, удивлялось AP. «Мы полагаем, что у него больше шансов собрать все подразделения компании в единое целое, а не еще больше разобщить их», – сказал Мейер, который до конца года останется председателем совета директоров Warner Bros., а затем передаст эту должность Цудзихаре. Пока бывшие конкуренты Цудзихары остаются на прежних должностях в компании. Робинов подтвердил, что собирается продолжить работу, а вот Розенблюм, чей контракт истекает в августе, отказался от комментариев.

Гендиректор Time Warner Inc. Джефф Бьюкс, объявляя о смене руководства киностудии, назвал Цудзихару «правильным лидером» для Warner Bros. и одним из наиболее эффективных и уважаемых топ-менеджеров компании, который удачно сочетает стратегическое мышление и финансовую дисциплину.

Мейер отзывается о своем преемнике как об осторожном и вдумчивом человеке. В последние годы Цудзихара играл не последнюю роль в решении, какие фильмы стоит экранизировать, в том числе тщательно читая их сценарии, пишет The New York Times.

«Единственное, что я на данный момент хочу сделать, – это сделать все правильно. Я ни в коем случае не допущу поломки того, что и так работает, – говорит он и добавляет: – Мы находимся в поворотной точке истории Голливуда: технологии меняют способы, которые мы используем для создания наших релизов, индустрия домашних развлечений также стремительно развивается – телевидение сейчас невозможно представить без многочисленных цифровых сервисов и услуг».

Цудзихару упрекают в том, что у него нет достаточно опыта производства фильмов. Что ж, зато у него может получиться прорыв в области цифровых технологий, развитие которой сильно изменяет привычный кинорынок.