Общее небо

Авиация – одна из наиболее успешных областей российско-французского сотрудничества: треть комплектующих самолета Sukhoi Superjet 100 – французские; авиакомпании Air France и «Аэрофлот» наращивают кооперацию в рамках альянса SkyTeam
Самолет SSJ100 на треть состоит из французских компонентов/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Поделились ноу-хау

Обучаться управлению новым самолетом пилоты тоже будут на французской технике. Thales Training & Simulation создала три полнопилотажных тренажера, которые обеспечивают максимальное приближение занятий к реальному полету. Один из них уже установлен в учебном центре в Жуковском, в июне еще один поступит в учебный центр авиакомпании «Аэрофлот», а третий – в аэропорт «Шереметьево». Этого пока достаточно для того, чтобы обеспечить подготовку пилотов для авиакомпаний, которые заказали SSJ100 (портфель заказов – 179 лайнеров). Стоимость каждого тренажера – около $8 млн.

вигатель самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) SaM-146 – продукция российско-французского СП PowerJet, созданного в равных долях (50/50) НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. К 2010 г. двигатель прошел сертификацию в Европе и России.

Французская компания Thales обеспечивает основную часть авионики для SSJ100: систему экранов в кабине, интегрированную модульную авионику, интегрированные системы обслуживания, резервные инструменты, системы наведения, навигации и связи. SSJ100 – первый в России коммерческий региональный самолет, приведенный в соответствие со стандартами экспорта, рассказывает представитель «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), компании – производителя самолета. «Мы знали, «Сухой» был нацелен на международный успех, и убедились, что все программное обеспечение соответствует европейским и американским стандартам», – объясняет Кристоф Фреснель, руководитель программы SSJ100 в Thales.

Создатели SSJ100 были правы, пригласив к сотрудничеству иностранцев, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, создать современную авионику для российского самолета в условиях, когда отечественные авиазаводы даже проектировали самолеты не в «цифре», а на бумаге (что уже позавчерашний день), было фактически невозможно. Thales для SSJ100 собрала экспертов со всего мира: около 300 инженеров были привлечены к работе над проектом с головным центром в Тулузе (Франция), система предупреждения в кабине была разработана в Монреале (Канада), другие компоненты разрабатывались в различных офисах компании во Франции. Небольшие группы французских специалистов также базируются в Москве и в Комсомольске-на-Амуре, где собирается SSJ100. «Мы должны были быть хорошо организованными для борьбы с разницей во времени», – отмечает Фреснель. Sukhoi получил и европейский сертификат, что для техники с российскими комплектующими было бы проблематично, добавляет он.

У российского авиапрома есть еще один проект, который планируется делать в международной кооперации, – среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. И здесь пальма первенства тоже у французов, а именно у компании Zodiac Aerospace Group: французская компания и ее «дочки» создадут для нового самолета электрическую, топливную и кислородную системы, а также интерьер. Кроме Zodiac не исключено появление в проекте и других французских участников. Ведь недавно президент ОАК Михаил Погосян заявил, что планируется унификация МС-21 и SSJ. Хотя компания Zodiac уже засветилась и в SSJ, поставляя через свою дочернюю компанию Intertechnique топливную систему для этих самолетов.

Дружба перевозчиков

Россия и Франция сотрудничают в области не только авиастроения, но и авиаперевозок. В 2014 г. этой дружбе исполнится 60 лет: в июне 1954 г. состоялось подписание первого франко-советского соглашения о воздушном сообщении, 1 августа 1954 г. Ил-14 «Аэрофлота» и DС 3 авиакомпании Air France вылетели по маршруту Москва – Париж с посадкой в Праге. 26 июня 1958 г. состоялось другое знаковое подписание франко-советского соглашения о воздушном сообщении, открывшего возможности для прямых полетов между столицами двух стран.

Сотрудничество было весьма плодотворным. Это косвенно подтверждает и то, что из трех глобальных альянсов российский нацперевозчик выбрал именно участие в SkyTeam, неформальный лидер которого – Air France. Российская и французская компании за восемь лет продвинулись далеко в своем сотрудничестве: терминал D базового для «Аэрофлота» аэропорта «Шереметьево» стал домом для представителей этого альянса. А открывать его осенью 2009 г. приехали топ-менеджеры французской авиакомпании.

28 января этого года Air France и «Аэрофлот» подписали торговое соглашение «код-шеринг», которое позволяет Air France предлагать шесть новых направлений своим клиентам: Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Екатеринбург и Нижневартовск. В ответ «Аэрофлот» расширил свою сеть четырьмя европейскими городами: Страсбургом, Лионом, Марселем и Лиссабоном. Отправившись в Москву самолетом Air France, можно закончить полет в одном из шести российских городов рейсом «Аэрофлота», путешествуя по одному билету Air France. Аналогичные условия французская сторона предоставляет «Аэрофлоту». До сих пор две компании обменивались только «блоками» мест на своих рейсах Париж – Москва.

«Это соглашение знаменует собой важную веху в нашем двустороннем сотрудничестве, – заявил Доминик Патри, директор по альянсам в Air France. – Следующим шагом будет расширение числа мест в России в сотрудничестве с «Аэрофлотом». Мы также надеемся, что соглашение будет стимулировать других членов SkyTeam развивать подобное сотрудничество с «Аэрофлотом».

Соглашение поможет найти удобные стыковки 20 000 пассажиров в год. Цель Air France – увеличение своего присутствия на российском рынке за счет доли компании Lufthansa (18 прямых рейсов из Франкфурта и Мюнхена).

Франко-российское соглашение, которое вступило в силу 28 марта, позволит двум компаниям стать альтернативой господствующей немецкой группе в этой части мира, уверен Патри.