Полупустой бокал

Импорт французских вин в Россию в прошлом году резко вырос, но это во многом последствия кризисного 2011 года
Bloomberg

Не исчерпаны и резервы французского виноделия в потребительском восприятии. «Для меня французские вина по-прежнему эталон стиля, – говорит Артур Саркисян, руководитель Союза сомелье и экспертов России. – Французские вина испытывают все более серьезную конкуренцию, но для многих они остаются символом винодельческой традиции. Ну и конечно, у них самый большой потенциал долголетия».

Гримасы статистики. Почему данные российской и французской таможни о поставках вина расходятся в несколько раз?

Поставки осуществляются не только напрямую из Франции, но и через Великобританию, Германию и особенно через Латвию и Литву. Французская таможня этот объем как российский экспорт не учитывает.

На круглый стол по вопросам импорта французских вин, подготовленный торговой миссией посольства Франции Ubifrance, поставщики собирались в приподнятом настроении. Данные статистики показывали устойчивый рост рынка, и предстоящая выставка обещала много новых контактов. Каково же было удивление виноделов, когда спикеры круглого стола, словно в один голос, стали предостерегать их от чрезмерного оптимизма.

«Французские производители в последнее время уделяют недостаточное внимание продвижению своих вин, – говорит Александр Сидоров, участвовавший в том круглом столе винный критик и главный редактор издания «РБК Стиль». – Как неизбежный результат, Франция уступает свое место на рынке».

Факторы роста

Олег Будаев, советник миссии Ubifrance, не склонен драматизировать ситуацию, однако признает, что 2012 год оказался противоречивым для рынка французских вин в России: «С одной стороны, статистика показывает положительный тренд и стабильный рост объема поставок, а с другой – новых продуктов здесь появляется мало и импортеры довольно настороженно относятся к предложениям».

По данным таможни, которыми располагает Ubifrance, в 2012 г. прирост по некоторым позициям французского винного импорта достиг 70%. Столь уверенная динамика не могла не впечатлять поставщиков, желающих выйти на российский рынок. Однако аналитики рынка советуют воспринимать официальную статистику с поправкой: бурная динамика 2012 г. была «компенсацией» после вынужденного простоя в 2011 г., когда многие крупные импортеры дожидались новых лицензий на импорт и оптовую торговлю.

«Для нескольких очень мощных компаний это стало трудным испытанием на прочность, однако главные игроки остались на рынке, – говорит Будаев. – Получив лицензии, они стали наверстывать упущенное, и эти оптимистичные результаты зафиксировала таможня».

Объем импорта французских вин в Россию оценивается экспертами и участниками рынка в 6–7 млн декалитров. Точные оценки получить сложно, причем сразу по нескольким причинам (см. врез). То, что серый импорт не гарантирует покупателям ни аутентичности продукта, ни его сохранности во время транспортировки, не останавливает серого потока. Нелегально ввезенное коллекционное вино может стоить в 2 раза дешевле ввезенного легально – а в случае с лучшими винами это десятки тысяч рублей. «Примерно половина случаев обращения к нам за бутылкой вина, которая на полке имеет пятизначную цену, не завершается покупкой, – сетует один из московских кавистов, представляющий небольшую сеть винных бутиков. – Люди отказываются, говоря, что у них есть «гораздо более выгодное предложение».

Несмотря на существование серого сегмента, рынок элитных французских вин считается одним из наиболее стабильных. Потребление вин Grand Cru не испытывает драматических спадов даже в кризисные периоды, а в спокойные времена оно медленно, но стабильно растет.

Распробовали

Оценивая рынок в долгосрочной перспективе, наблюдатели отмечают постепенное перераспределение долей от более дешевых к более дорогим и качественным винам.

«После кризиса 2008 г. доля столовых вин в объеме французского импорта уменьшилась, – констатирует Татьяна Корсунская, глава российского бюро компании Sopexa. – В то же время мы замечаем тенденцию стабильного роста продаж вин с контролируемыми наименованиями по происхождению. В целом в секторе вин средней ценовой категории – от 500 руб. в оптовых ценах – мы видим позитивный тренд». Корсунская обращает внимание, что по многим региональным наименованиям рынок «прорастает вглубь». Так, например, по винам Божоле, вопреки некоторому падению объемов молодого вина божоле нуво (связанному, вероятно, со сменой импортера ведущего бренда данной категории), вин категории божоле крю стали ввозить значительно больше. Эльзас как винная категория по данным компании Sopexa, за год вырос почти на 150%.

«Наверное, наш потребитель просто наконец распробовал вина Эльзаса, – полагает Корсунская. – За счет использования ароматичных сортов винограда и традиции выпускать вина с остаточным сахаром они на самом деле соответствуют российскому вкусу».

Впрочем, положительная динамика касается не только небольших винодельческих регионов, как Эльзас или Божоле. Бордо, самый обширный виноградник Франции, также поправил свои позиции. Даже по заниженным данным французской таможни, рост поставок вина из Бордо в 2012 г. составил 9%.

В то же время доля виноматериалов для розлива в России с 2008 г. в объеме французского импорта сокращалась. Однако оценить темпы этого падения эксперты не решаются.

«Французское» вино из цистерн часто бывает испанского или итальянского происхождения», – подтверждает Будаев.

Факторы падения

В 2011 г. Италия впервые опередила Францию по объему поставок вина в Россию. Причем в соревновании с Италией Франция сейчас отстает и по объему, и по стоимостному выражению экспорта. (По объему поставок вина наливом и ту и другую опережает Испания.)

Участники рынка обращают внимание как на объективные, так и на субъективные факторы, сдерживающие продвижение французского вина в России. Среди первых – значительная разница между ценой, которую вино имеет во Франции, и той, которую оно приобретает после всех налогов и наценок в России.

В докладе торговой миссии Ubifrance приводится приблизительная схема формирования цены на импортное вино. Согласно этой схеме бутылка вина, имеющая отпускную цену ex-works 2 евро, после всех налогов, сборов и накладных расходов на полке розничного магазина должна иметь цену не меньше 11,7 евро. То есть легальная схема импорта и продаж делает ее как минимум в 5 раз дороже. Пересечение границы переводит вино в другую категорию потребления – из повседневной в премиальную. Россияне не всегда оказываются к этому готовы.

«По оценкам наших партнеров, в российских регионах можно что-то продать хоть в сколько-нибудь значимых коммерческих объемах, если отпускная оптовая цена бутылки будет до 700 руб., а это значит – до 4 евро в закупке во Франции, – продолжает Будаев. – Французские поставщики не всегда понимают такую разницу цен».

Объективным фактором, негативно отразившимся на положении французского вина, участники рынка считают и закат ресторанов французской кухни.

«Итальянские рестораны везде и всюду, а сколько новых французских ресторанов за год открылось в Москве? – задается вопросом Андрей Григорьев, основатель и генеральный директор проекта «Винотека.ru». – Популярность Италии – это спрос не только на еду и вино, но и на образ жизни, на формат потребления. Все французское же при прочих равных условиях дороже! А ценовой фактор становится решающим...»

Привлекательный рынок

Тем не менее занимающий пока официальное 11-е место по объему экспорта французских вин российский рынок не теряет привлекательности для поставщиков.

Среднедушевое потребление вина в России в 2011 г. было зафиксировано на уровне 7,2 л, а к 2020 г. этот показатель, согласно прогнозам, может подняться до 14–15 л. По данным центра исследований алкогольного рынка ЦИФРРА, москвичи уже сегодня потребляют около 20 л на душу населения в год, обозначая своим примером перспективу развития винного рынка в масштабах страны.

Корсунская уверена, что российский винный рынок будет прирастать за счет развития инфраструктуры – новых ресторанов, розничных сетей и винных бутиков: «Предприятия розницы сравнительно недавно начали закупать напрямую – через технических импортеров. Это открывает новые возможности рынка. Мы можем ожидать оздоровления ценовой конкуренции и существенного расширения ассортимента. А возможности Франции как винной кладовой с бесконечным разнообразием продуктов еще далеко не исчерпаны!»