Три банковских кита


Современная история французских банков в нашей стране берет начало в 1970-х гг., когда представительства в Советском Союзе открыли Credit Lyonnais, Banque National de Paris (BNP), Banque de Paris et des Pays-Bas (Paribas) и Societe Generale.

Для группы Societe Generale Россия – второй по величине рынок после Франции, отмечал в недавнем интервью «Ведомостям» Фредерик Удеа, председатель совета директоров и председатель правления Societe Generale. Головной банк французов в России, Росбанк, входит в топ-10 российских банков по объему активов. «Сейчас наш кредитный портфель – 14 млрд евро: 9 млрд приходится на розничный портфель, 5,2 млрд – на корпоративный, – продолжает банкир. – Однако эти показатели не отражают полного объема российского бизнеса, поскольку некоторые кредиты российским компаниям выданы за рубежом. Наша доля на местном рынке розничного кредитования составляет 5%, в России работает 24 000 наших сотрудников».

Сейчас в России кроме BNP Paribas (образован после слияния BNP и Paribas) работают Societe Generale и Credit Agricole, который 10 лет назад поглотил Credit Lyonnais. Все три банка в 2012 г. вошли в двадцатку крупнейших банков мира по объему активов. BNP Paribas и Societe Generale занимаются в России розничным, корпоративным и инвестиционно-банковским бизнесом, а Credit Agricole обслуживает только корпоративных клиентов.

По словам Франсуа Рэнье, руководителя группы BNP Paribas в России, подразделение корпоративных и инвестиционных банковских услуг BNP Paribas CIB предлагает полный спектр финансовых услуг, в том числе выпуск облигаций, синдицированное кредитование, расчетно-кассовое и депозитарное обслуживание, корпоративные финансы, работу с деривативами и т. д. Но присутствие BNP Paribas в России не ограничивается только корпоративным и инвестиционным банкингом, рассказал банкир «Ведомостям»: «В 2007 г. мы запустили розничное банковское обслуживание и кредитование в точках продаж, а в 2010 г., после приобретения группой банка Fortis, получили долю в компании «ТКБ БНП париба инвестмент партнерс» (СП с РЖД)». «Мы располагаем одним из крупнейших мировых фондов, ориентированных на инвестиции в российские акции, – BNP Paribas L1 Equity Russia, – продолжает Рэнье. – У нас лидирующие позиции по синдицированному кредитованию в Восточной Европе, во многом благодаря активному спросу на синдицированные кредиты со стороны российских клиентов. Похожая ситуация и с выпуском евробондов».

Кроме этого BNP Paribas работает в розничном сегменте, занимаясь потребительским кредитованием в рамках недавно созданного СП со Сбербанком под брендом Cetelem, отмечает Рэнье. Группа также развивает в России страховой бизнес (компания Cardif) и автомобильный лизинг (Arval). Впрочем, не все проекты BNP Paribas в России оказались успешными, признает Рэнье: «В 2011 г. мы прекратили деятельность нашего розничного банка «БНП париба восток», чтобы сфокусироваться на развитии кредитования в точках продаж уже в партнерстве со Сбербанком». Россия занимает важное место в глобальном бизнесе BNP Paribas. «Возьмем, например, финансирование операций с сырьевыми товарами – в этом сегменте позиции BNP Paribas в Европе очень сильны. Очевидно, что для их сохранения важно продолжать активную работу с российскими сырьевыми и энергетическими компаниями. С некоторыми из них мы работаем с момента их создания в начале 1990-х гг. Сегодня BNP Paribas принимает непосредственное участие в наиболее значимых сделках в России, весьма заметных даже в мировом масштабе», – рассказывает Рэнье. По его мнению, «это прекрасно иллюстрирует, что Россия играет важную роль в бизнесе группы, мы надеемся, что наше присутствие на рынке будет расти и дальше».

У Росбанка две банковские «дочки» – банк «Русфинанс» (потребительское кредитование) и DeltaCredit (ипотека). В России группа реализует свою универсальную банковскую модель для розничных и корпоративных клиентов, говорит Удеа: «Розничным клиентам мы предоставляем различные финансовые продукты, например, автокредиты – мы один из крупнейших игроков на этом рынке с очень хорошей франшизой – или страховые продукты. В части корпоративного бизнеса наша стратегия – в предоставлении высокого качества обслуживания для местных компаний и обеспечении доступа к европейским и американским фондовым рынкам. Для наших российских клиентов эти услуги – возможность выйти на международные финансовые рынки, мы хотим быть составляющей частью этого движения, так как знаем экономику России и специфику российских клиентов, у нас большой опыт. Кроме того, мы помогаем нашим европейским, американским и азиатским клиентам, которые хотят инвестировать в Россию. Мы один из немногих банков, которые являются связующим звеном между Россией и мировыми финансовыми рынками, и стремимся идти вперед».

По словам Удеа, одна из особенностей российского рынка в том, что здесь работает несколько крупных иностранных банков. «Некоторые небольшие институты ушли, так как были слишком малы для присутствия на рынке, где необходимо иметь большой вес. Эти игроки не могли выдержать конкуренции в силу ограниченности своих ресурсов. У Societe Generale эти ресурсы есть, – подчеркивает финансист. – Мы можем конкурировать с другими российскими банками. На мой взгляд, мы очень уверенно позиционировали себя в России и продолжаем укреплять эти позиции. Наша региональная сеть простирается до Урала, Сибири, у нас сильно присутствие на Дальнем Востоке. Обширная география присутствия дает возможность для эффективного развития нашего розничного бизнеса. В регионах мы сталкиваемся с конкуренцией со стороны многих региональных банков – ее уровень отличается в зависимости от конкретного региона и клиентов. Российский рынок – конкурентный рынок, но в целом, я думаю, здесь мы, безусловно, можем стать одним из ведущих банков благодаря нашему доступу к международным рынкам».

Основная задача Росбанка – «максимально эффективно использовать возможности, которые мы получили после трансформации активов группы в России», говорит председатель правления Росбанка Владимир Голубков: «Мы занимаем сильные позиции на ключевых рынках: розничном, корпоративном, инвестиционном. Банк продолжит активное развитие в каждом направлении, но с фокусом на качественном росте. Сегодня нам важно не просто увеличивать свою долю в определенном сегменте, а делать это с условием, что каждая операция экономически оправданна. К примеру, в корпоративном бизнесе наше внимание привлекают только те отрасли и операции, которые приносят оптимальный доход при разумном риске. Такой подход мы исповедуем в любой части нашего бизнеса». По оценкам Голубкова, банковский рынок в России в этом году вырастет на уровне 10–15%. Эти цифры – ориентир для дальнейшего развития Росбанка, отмечает банкир.

Из крупных финансовых французских групп в России представлена также страховая компания Axa. В 2007 г. французы поставили рекорд, заплатив за 36,7% страховщика «РЕСО-гарантия» 810 млн евро и оценив всю компанию почти в 2,4 млрд евро. В 2011 г. истек опцион на выкуп контрольного пакета РЕСО, который французы не использовали, и сейчас они остаются пусть крупными, но все же миноритариями «РЕСО-гарантии». Эта компания стабильно входит в топ-5 страховых компаний России с большим розничным портфелем и, что немаловажно, она является одним из самых прибыльных страховщиков в стране.