Загадочный креативный класс


Большинство россиян не слышали о креативном классе и не понимают, что означает этот термин, утверждают специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ), опросившие 11–14 апреля более 1000 респондентов в различных регионах.

Судя по данным исследования, предоставленного «Ведомостям», знают об этом понятии или что-то слышали о нем лишь 17% россиян, причем чаще всего москвичи (31%), люди с доходами выше среднего (27%), респонденты в возрасте от 45 до 60 лет (25%), а также люди с высшим образованием (24%).

Никогда не слышали о креативном классе 93% респондентов, не имеющих постоянного дохода, 90% молодых людей (в возрасте до 30 лет), 89% – с образованием не выше среднего, столько же – сельских жителей.

Судя по результатам опроса ФОМ, представления о креативном классе тех, кто знает или слышал об этом термине, весьма расходятся. Кто-то считает, что это «творческий класс», «класс, позволяющий себе неординарные решения». Некоторые думают, что речь идет об «успешных людях, например, из шоу-бизнеса», олигархах и «золотой молодежи». Находятся респонденты, которые считают: под креативным подразумевается средний класс.

О креативном классе говорил Владимир Путин в конце прошлого года в послании Федеральному собранию: «Отдельно хочу сказать о социальной сфере. За специалистами, работающими здесь, закрепилось казенное определение «бюджетники». Это, однако, те люди, которые имеют хорошее образование, квалификацию, а по содержанию своего труда, культурным потребностям, социальной активности они – часть так называемого креативного класса».

«Объективные критерии, признаки принадлежности к креативному классу на сегодняшний день для российского общества не выработаны», – говорит Катерина Кожевина, социолог, координатор проектов ФОМ. Она напоминает, что по аутентичному определению Ричарда Флориды креативный класс – это авангард постиндустриальной экономики. «Сущность профессиональной деятельности креативного класса – это производство новых идей, новых технологий, нового содержания, новых форм и т. д. Но важно, что за это представитель креативного класса получает деньги», – отмечает Кожевина. На ее взгляд, в структуре российского общества доля креативного класса как потенциальных создателей нового не превышает 20%.

Руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская считает, что такого понятия, как креативный класс, в России не существует в принципе. «Есть интеллигенция, к которой в наши дни можно отнести и высокообразованных представителей сферы IT», – считает она.