Рестораны на диете

Выручка кафе и ресторанов в этом году снижается, но участники рынка не отказываются от планов развития в Петербурге
Рестораны надеются на лояльность клиентов/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Оборот общественного питания в I квартале уменьшился на 11,8% до 12,5 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, сообщает Петростат. В январе – марте 2012 г. рост составил около 8%, в 2011 г. – около 5%. Последний раз оборот общепита показывал отрицательную динамику (-8%) в июле 2012 г.

Падение покупательской активности началось с конца 2011 г., но это было связано с высокой конкуренцией и перераспределением покупательского потока, говорит коммерческий директор Ollis Михаил Тэммо. С начала года потребительский поток и выручка сети «Емеля» снизились на 12–15%, рассказывает гендиректор и совладелец сети ресторанов Дмитрий Неведомский. Он видит причины в том, что зарплаты у населения не меняются, а расходы на жилье, транспорт, здоровье растут, клиенты перестают ходить в рестораны. У потребителей наблюдается апатия, выручка выросла на 8–9%, хотя рост мог быть больше, рассказывает гендиректор ресторанной группы «Свои в городе» Леонид Гарбар.

В сети кофеен-кондитерских British Bakery количество посещений и выручка после ребрендинга в конце 2012 г. выросла в среднем на 17–20%, рассказывает гендиректор «Балтийского хлеба» Раиса Гунич. В сети Coffeeshop Company в Петербурге cпрос увеличился на 3–4%, пропорционально увеличился и потребительский поток, говорит операционный директор ООО «Кофе сэт» Алексей Федоров. Средний чек в сети «Теремок» в I квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 7%, по количеству покупателей также наблюдается прирост, снижение рынка не ощущается, говорит представитель сети. Спада нет, обстановка стабильная, есть незначительный прирост, передала через пресс-службу гендиректор Global Point Family Restaurants («Счастье», «22.13», Barbaresco, Soholounge) Виктория Иванова. По ее словам, снижение может быть связано с открытием в городе новых мест, но гости все равно возвращаются спустя какое-то время.

В сети «Емеля» 61 ресторан, компания планирует открыть около пяти ресторанов в Сочи, а также три или четыре точки в Петербурге в течение лета, говорит Неведомский. «Кофе сэт» открыла с начала года три кофейни и до конца года должно появиться еще столько же, говорит Федоров. Группа «Балтийский хлеб» до конца года планирует увеличить сеть еще на три точки, добавляет Гунич. В 2012 г. открылись две пиццерии Ollis, на 2013 г. пока в планах открыть одну пиццерию, добавляет Тэммо. В планах «Теремка» на 2013 г. 15 ресторанов и два мини-ресторана, сообщает компания. Global Point готовит к открытию ресторан Funky Kitchen, говорит Иванова.

Сети общественного питания активно ищут помещения средней площадью 250–500 кв. м, но за I квартал 2013 г. количество сделок снизилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2012 г., говорит руководитель департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. По ее словам, общепит арендует самые ликвидные объекты, за недвижимость на Невском проспекте компании готовы платить 7000–8000 руб. за 1 кв. м в месяц.

Покупатель стал более экономным и требовательным, говорит Тэммо. По его словам, компании удалось остановить снижение за счет уменьшения цен через программы лояльности и бонусы, для этого пришлось увеличить маркетинговые затраты почти вдвое. Для увеличения числа клиентов в кофейнях идет постоянная работа с ассортиментом, замена непопулярных продуктов, говорит Федоров. По его словам, количество держателей карт лояльности увеличилось на 40% в I квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2012 г. Пришлось усиливать маркетинговую активность, признает Неведомский. По его словам, хорошие результаты показывает новое направление компании – павильоны, которые торгуют блинами и пирожками на улицах. Модернизация сайта привела к увеличению заказов через интернет, добавляет Тэммо. Индикатором развития рынка станет туристический сезон, считает Гарбар.