Регулируемые: Идеал – пляшущий арлекин?

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ )

Объем финансирования научно-исследовательской деятельности (2008–2012 гг.) – 636,1 млн руб. Сумма заключенных госконтрактов (данные «СПАРК-Интерфакса», 2012 г.) – 14 млн руб. Учится 13 514 человек.

Сегодня много говорится об успехах внедрения стандартов нового поколения в начальной школе, притоке молодых специалистов. Безусловно, позитивные примеры есть – так же как они были десятилетия назад, но пока ситуация не позволяет говорить о какой-либо наметившейся тенденции. Скорее наоборот: педагогические кадры стремительно стареют, с трудом адаптируются к изменениям – и в целом интерактивные методики сводятся лишь к внешним составляющим.

В контексте демографического прогноза на ближайшее десятилетие можно сказать, что российское образование очень скоро столкнется с резкой нехваткой школьных учителей. И это при том, что в деятельности большинства педагогических вузов России были обнаружены признаки неэффективности и их будущее весьма проблематично. Среди задач модернизации педагогического образования, соответственно, важнейшими будет не только обеспечение подготовки педагога, качества которого сегодня в «идеальном» или «образцовом» виде сформулированы в проекте профессионального стандарта педагога, но и формирование педагогического ресурса, к чему на данный момент имеется больше препятствий, чем содействующих факторов.

Одним из таких препятствий я назвала бы концепцию «двойного негативного отбора». Сегодня профессия учителя настолько экономически непривлекательна, что при отсутствии способностей легче реализовать себя в сфере неквалифицированного труда. Сегодня, как и вчера, учительство еще пока воспринимается как призвание.

Глубинные аспекты педагогического дара с трудом поддаются измерению – и не окажется ли потом, уже в процессе внедрения профессионального стандарта, что «идеальный учитель» – это пляшущий арлекин (всем нравится и способен к интеракции)? Во избежание чисто механистической реализации стандарту профессиональной деятельности педагога должна сопутствовать система сопровождения учителя – от профориентации и вхождения в профессию до системы повышения квалификации.

И последнее. Привычное соотнесение модернизации педагогического образования с модернизацией педагогических вузов вовсе не аксиома. Не аксиомой будет и противоположная тенденция – свести педагогическую подготовку к магистерскому уровню классических университетов. Полноценное воспитание педагога – задача не одного и не двух лет; необходимо стремиться к созданию сетевых проектов, педагогических консорциумов, системы профессионального взаимодействия педагогов всех уровней образования.