Регулируемые: От стандарта – к экзамену

Общее направление модернизации современного образования опирается на компетентностный подход, принятый в большинстве стран. Реализация такого подхода предполагает ориентацию на измеримый конкретный результат образования, а в случае профессионального образования – переход на многоуровневую систему формирования и сопровождения полноценного специалиста, дополненную модернизированной системой последипломного сопровождения и повышения квалификации.

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)

Финансовые показатели (2011 г.): доходы – 1,09 млрд руб., в том числе бюджетное финансирование – 862 млн руб. Сумма заключенных госконтрактов (данные «СПАРК-Интерфакса», 2012 г.) – 7,3 млн руб. Учится 5307 человек.

В данном контексте важным элементом модернизации наряду с образовательными становятся стандарты профессиональной деятельности работников образования, которые предназначены для:

– разработки систем оценки уровня профессионализма, мотивации и стимулирования персонала, разработки должностных инструкций, создания современных технологий отбора, подбора и аттестации персонала и др.;

– создания систем оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

– формирования государственного образовательного стандарта (ГОС) и программ всех уровней профессионального образования;

– установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласования названия должностей, упорядочения конкретных видов трудовой деятельности и проч.

Сегодня для создания профессиональных стандартов используются модели компетенций, которые рассматриваются в качестве механизма, связывающего развитие человеческих ресурсов с организационной стратегией: это описательный инструмент, который идентифицирует навыки, знание, особенности личности и поведения, необходимые для эффективного выполнения трудовых функций в организации.

Отмечу, что разрабатываемые в России профессиональные стандарты, в том числе в принятой концепции для работников образования, не являются обязательными ни для бизнеса, ни для системы профессионального образования – они скорее служат ориентиром. Такой подход обеспечивается процедурой их создания и утверждения: разработку проводят объединения работодателей или отдельные работодатели; обсуждение и экспертиза проектов стандартов являются открытыми; доказавшие свою эффективность стандарты, разработанные бизнес-сообществом, рекомендуются к использованию учреждениями профессионального образования. Но такая модель не гарантирует, что образовательные стандарты обучения не отстанут от требований рынка труда, как и дополнительные профессиональные программы.

Профессиональный стандарт может также использоваться для сертификации квалификаций при оценке специалиста. Квалификация всегда является результатом освоения образовательной программы и/или практического опыта. При этом профессиональные стандарты могут быть положены в основу разработки контрольно-измерительных материалов для оценки индивидуальных образовательных достижений. Эти материалы, по сути, являются интерфейсом, задающим переход от профессиональных стандартов к диагностическому инструментарию квалификационного экзамена, чтобы стандартизировать процессы оценки, т. е. минимизировать действие субъективных факторов, связанных с человеческой составляющей квалификационного экзамена.