Регуляторы: Реформа для детей

В феврале проект профессионального стандарта педагога был вывешен для публичного обсуждения на сайте Минобрнауки, и летом он должен быть принят. Стандарт меняет сам подход к профессии. Традиционно считается, что лучший ученик – это тот, кто лучше всех выучил материал, а лучший преподаватель – кто способен передать школьникам как можно больше знаний. Мы уходим от этой системы. Сегодня сама по себе передача знаний ценностью не является. У каждого ребенка уже в возрасте 3–4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Задача современного педагога – развить все способности ребенка и поддерживать в нем тягу к образованию, рассказывая об основных принципах мироустройства.

Этот общий тренд разделяется практически всеми экспертами в стране, так что возникающие споры конкретны и предметны. Например, бурное обсуждение вызвала проблема, как совместить систему дошкольного образования и школьного. Когда ребенок из детского сада переходит в школу, он испытывает стресс, так как нет единого подхода, единого сценария развития личности. Не менее жестким получается и переход от младшей школы к средней, не говоря уж о переходе от школы к высшему или среднему специальному образованию.

В центре внимания новых стандартов может быть только ребенок, а не какие-либо экономические или политические соображения. Одаренность проявляется в совершенно разных областях. Бывает, что ребенок хорошо разбирается в математике и одновременно у него склонность к литературе. Чтобы поддержать все таланты, а главное, показать каждому, что он одарен в той и/или иной сфере, нужно дать ребенку шанс попробовать себя в разных областях. Наши школы дают традиционно хорошее образование по русскому языку и литературе, а вот музыка, например, слабо охвачена. Дать добротное образование не только ученикам музыкальных школ, а всем учащимся стандартными уроками музыки невозможно. В Финляндии, например, в школьный курс включена тема «вокально-инструментальный ансамбль» и каждый ребенок должен уметь играть на музыкальном инструменте. На уроках рисования нас не учили различать оттенки. А если человек со школьной скамьи знает, как сочетаются между собой цвета, кто знает, что это даст экономике, государству и ему самому. Наша сегодняшняя задача – заинтересованное развитие каждой личности. Мы должны научить учителя поддерживать у подопечных интерес к получению новых знаний в разных сферах, чтобы дать школьникам реализовать их скрытые возможности. Для этого и создается то, что называют профессиональными стандартами.

Часть пути уже пройдена: повсеместно внедряется стандарт для младшей школы. Есть успешные примеры, есть не очень. Интересно, что после введения новых стандартов молодежь стала предпочитать специальность учителя младших классов. Но я видела и педагогов с большим стажем, которые с интересом осваивали новую методику.

Меняется даже архитектура образования. Вспомните свой первый класс: длинные ряды парт, обязательно прямоугольная комната. Сегодня помещение может не быть прямоугольным, а доска может не висеть впереди. Класс должен быть просторным, практически квадратным, дети должны иметь возможность в том числе сидеть друг напротив друга и работать группами. А учитель ходит, смотрит, помогает, поддерживает процесс. В новом классе они могут не заметить входящего в класс: мало того что им не всегда видна дверь, они настолько поглощены решением задач, что им трудно оторваться.

Для успеха реформы важны не только новые стандарты и педагоги, нужно, чтобы поменялся общественный запрос. Часто в роли тормоза нового стандарта выступает не учитель, а именно общество, влияние которого с каждой новой ступенью образования только растет. Например, в старших классах для подавляющего большинства учеников и родителей цели развития личности или каких-то еще подобных этой нет. Цель там одна – поступление в вуз. Изменить эту парадигму можно только при взаимодействии семьи, учителя и общества.