LIBOR перейдет на реальные сделки

У LIBOR скоро появится двойник, рассчитываемый на основе реальных сделок. Новая система будет более логичной, но не исключит манипулирования ставкой

Уже с начала 2014 г. у LIBOR, возможно, будет две версии. Первая – продолжение нынешней, основанной на оценках банков, вторую станут рассчитывать, исходя из реальных сделок. Об этом сообщает FT со ссылкой на гендиректора британского Агентства по поведению в финансовом секторе (FCA) Мартина Уитли.

LIBOR – Лондонская межбанковская ставка предложения – главный ориентир стоимости денег на межбанковском рынке. К ней привязаны процентные ставки для финансовых продуктов объемом более $350 трлн. Уже три года регуляторы разных стран расследуют случаи манипулирования ставками в банках, которые подают данные для расчета LIBOR, в период кризиса. Под подозрением два десятка крупных банков. В 2012 г. Barclays, UBS и Royal Bank of Scotland в совокупности были оштрафованы на $2,5 млрд по этому делу.

К скорейшему переходу на расчет LIBOR от реальных сделок подталкивают США. Председатель Комиссии по срочной биржевой торговле США Гэри Генслер, возглавлявший расследование случаев манипулирования LIBOR, считает нынешнюю систему «нежизнеспособной» в долгосрочной перспективе. Но переход к расчету LIBOR на основе реальных сделок не решит проблему манипулирования, полагает Уитли: «Если эти сделки выбираются самими банками, если это внебиржевые сделки, они могут быть изменены задним числом».

Расчет LIBOR на основе реальных сделок не панацея, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: «Когда возникает новое лекарство, оно действует только первое время». С двойной проверкой, по словам Цепляевой, вероятность махинаций снижается, но полностью предотвратить манипуляции невозможно – ставка в игре слишком высока. «Нет стольких глаз, чтобы следить за каждым и за каждой сделкой, – отмечает она. – Но если тебя на этом поймают, то очень жестоко накажут».

Проверить достоверность данных о реально заключенных сделках несложно, полагает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников: все данные находятся в бухгалтерских отчетах. В России есть аналог LIBOR – MIBOR, на которую никто не смотрит, поскольку есть MIACR, которая считается по реальным сделкам, отмечает он. LIBOR – это ставка предложения и банкам «было легко сказать, что мы кому-то даем под 3%, когда они на самом деле брали под 5%», говорит Матовников, но когда это ставка реальной сделки, обман легко отследить.