Мобильный фоторедактор

Успех Instagram, купленной Facebook весной 2012 г. за $1 млрд, вдохновил разработчиков во всем мире на создание приложений для редактирования фотографий и видео с мобильных устройств. Подобные разработки ведутся и в России

Instagram, придуманный в 2010 г. программистами из Сан-Франциско Кевином Систромом и Майком Кригером, позволяет почувствовать себя заправским фоторедактором даже человеку, не сильно разбирающемуся в фотографии. Система несложных фильтров позволяет обрезать снимки, переворачивать их, менять цветовую гамму и т. п., не пользуясь дорогими, сложными и громоздкими программами вроде Photoshop. Следующий шаг – размещение отретушированной фотографии: ее можно выложить на Facebook или в собственную ленту Instagram. К концу 2010 г. Instagram набрал 1 млн пользователей. А уже в феврале 2013 г. отрапортовал о 100 млн.

Требования к «железу»

Ниша социальных медиа, для пользователей которых основное средство самовыражения – текст, давно занята Facebook, Twitter, «В контакте» и их эпигонами, рассуждает руководитель проекта Megodoo Владимир Дьяков. Instagram – тоже социальная сеть, но для тех, кто не любит, не хочет или не умеет красиво писать, отмечает он. Открытая этим сервисом ниша, по его мнению, пока еще низкоконкурентна, поэтому задача разработчиков, создающих аналогичные сервисы и приложения, – придумывать функции, которых нет в Instagram и которые были бы востребованы пользователями.

Использовать Instagram и другие мобильные фоторедакторы можно практически на любом смартфоне, констатирует исполнительный директор производителя портативной электроники Prestigio Юрий Антошкин. Достаточно одноядерного процессора, 256 Мб оперативной памяти и практически любой камеры. Именно поэтому такие приложения и пользуются популярностью – установить и использовать их может практически каждый, говорит Антошкин. Чтобы снимать действительно качественные (по меркам смартфонов) фотографии, он советует использовать устройства с разрешением матрицы не ниже 8 мегапикселей, встроенной вспышкой и автофокусировкой. Кроме того, в последнее время производители смартфонов часто встраивают в свои модели BSI-сенсоры, которые собирают максимум световых потоков, чтобы даже при недостаточном освещении получались ясные снимки. Минимальная цена смартфона с такими характеристиками камеры – от 8000 руб., модели от А-брендов (вроде Samsung или HTC) дороже на 3000–4000 руб., говорит Антошкин.

Ретушеры из России

Успех Instagram не дает покоя российским разработчикам. В России активно развивается рынок мобильного интернета и стремительно растут продажи мобильных устройств, констатирует руководитель разработки приложений проекта We Love Russia Владимир Зимогоров. Одновременно наблюдается смена форматов – переход от текстовой информации к чисто визуальной: текстовый блогинг сменяется фотографическим, говорит он. Все вместе делает рынок мобильных социальных фотосетей очень увлекательным и перспективным, уверен Зимогоров.

Для мобильных устройств доступна пока только Android-версия We Love Russia (по словам Зимогорова, ее успели скачать около 10 000 пользователей). Пропущенные через это приложение фотографии можно размещать во «В контакте», на Facebook и в Twitter. Отличительная черта сервиса – геотаргетинг (место, где сделана фотография, можно посмотреть на карте). Правда, в We Love Russia нет фильтров – только функции поворота фотографий и их обрезки.

У Megodoo (бета-версия этого приложения для Android-фонов размещена на Google Play в конце 2012 г.) примерно 50 000 подписчиков, рассказывает Дьяков. К концу 2013 г. будет около 1 млн, надеется он. Недавно проект согласились финансировать несколько московских предпринимателей, кто именно – Дьяков не уточняет. В перспективе Megodoo будет монетизироваться за счет медийной рекламы и, возможно, за счет дополнительных платных сервисов, говорит он.

Megodoo (его протестировал журналист «Ведомостей») позволяет размещать фото не только в Facebook и Twitter, как Instagram, но также во «В контакте» и в LiveJournal. Набор фильтров для редактирования фото, в принципе, привычен для пользователей Instagram, хотя Дьяков говорит, что в Megodoo их даже больше. А основное отличие от Instagram – возможность моментально размещать в социальных сетях снятое на камеру смартфона видео. Интерес к фотографиям в интернете велик, но он перестал расти, а спрос на видео, наоборот, увеличивается, отмечает он.

Впрочем, пока через Megodoo можно только выкладывать видео в социальные сети – редактировать его приложение еще не научилось. Да и моментально поделиться с друзьями видеороликом (без наличия поблизости точки доступа WiFi), как выяснил корреспондент «Ведомостей», на практике получается не всегда. Московские сети 3G перекачивают такой контент крайне медленно – если работают вообще.

Кстати, мобильные приложения и сервисы для обработки видео на рынке уже есть – например, американское Viddy. Работает оно как на Android-фонах, так и на устройствах Apple. Это приложение позволяет снимать и размещать в Facebook и Twitter короткие 15-секундные видеоролики (идеологически это напоминает ограничение Twitter, где максимальная длина поста не может превышать 140 знаков), а также редактировать их: монтировать ролики, вырезать отдельные кадры, вставлять музыку и т. п.

Разработчики мобильных приложений пытаются скрестить социальные сети не только с фотобанками и видеоархивами. В сферу их интересов входит и телевидение. Пример – проект Ustream.tv, стартовавший в 2011 г. и позволяющий вести прямые телетрансляции со смартфонов на ПК и мобильные устройства других пользователей сервиса. По собственным данным этого проекта, его ежемесячная аудитория – 50 млн зрителей. В России Ustream.tv оценили участники протестного движения – приложение позволяет передавать в прямой эфир репортажи с митингов и демонстраций, рассказывает представитель одного из дистрибуторов портативной электроники и ПО. Но развитие сервиса в России сдерживает все то же низкое качество 3G, сетует он.