Деньги: Не хватает 1 трлн руб.

За последние три года был уточнен прогноз грузоперевозок до 2020 г. Проанализирован межотраслевой баланс с точки зрения грузовых перевозок, уточнены объемы по всем регионам России до 2020 г. На основании этого уточненного прогноза составлены инвестпрограмма и финансовый план, чтобы определить необходимый или возможный объем использования собственных средств для реализации инвестпрограммы РЖД.

Консервативный вариант инвестпрограммы до 2020 г. не предполагает развитие высокоскоростного движения и исходит из первоочередных мер. Объем инвестпрограммы по этому варианту – 4,4 трлн руб. до 2020 г. За счет собственных средств и заимствований РЖД сможет привлечь 3,1 трлн руб. При этом отношение долга к EBITDA возрастет к 2015 г. достаточно серьезно – до 2,5. Налицо дефицит в 1,3 трлн руб., которые необходимы для развития всей сети с минимальными объемами вывоза грузов, без этого мы не можем двигаться. Но подчеркиваю: не все заявки грузоотправителей будут удовлетворены. Минэкономразвития и другие министерства и ведомства согласились с этими оценками, что очень радует. Даже Минфин признает, что деньги давать надо, но их нет, как всегда.

На совещании в Якутске (2 апреля. – «Ведомости») было принято решение передать РЖД в уставный капитал 260 млрд руб. из этих недостающих 1,3 трлн. Эти средства должны пойти на первоочередные мероприятия по развитию БАМа и Транссиба. Не хватает 1 трлн руб.

Одним из вариантов финансирования является введение так называемой инвестиционной составляющей в тарифе. Метод доходности на капитал – это то, что позволит сформировать норму прибыли и, во-первых, увеличить плечо заимствований, если будет какая-то прибыль. А во-вторых, обеспечить возвратность: следует четко понимать, что в структуре заимствований есть деньги Пенсионного фонда, а возможно, в ближайшее время и ФНБ, которые, естественно, требуют адекватной возвратности. Наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение, что уже в этом году до 100 млрд руб. пенсионных денег будут направлены на окупаемые проекты развития инфраструктуры РЖД по ставке инфляция плюс 1 на срок от 15 до 30 лет несколькими траншами.

На совещании в Якутске премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение разработать методику доходности инвестирования капитала. Какое именно будет принято решение – скажем, инфляция плюс несколько пунктов, – это уже вопрос, требующий обсуждения. Ярослав [Мандрон] говорил: инфляция плюс 2, хотя ранее обсуждалось плюс 3. При этом важно предусмотреть сглаживание, чтобы в первый год введения такого инструмента не было скачкообразного роста нагрузки на грузоотправителей.

Все должны понимать, что должен действовать принцип equal pay sharing (равное распределение затрат), т. е. каждый должен что-то принести, чтобы собрать деньги на развитие инфраструктуры. РЖД должна работать над повышением эффективности и изыскивать внутренние ресурсы экономии. Государство должно участвовать в финансировании проектов, на которые РЖД не может привлекать деньги с рынка, так как это коммерчески не окупаемые проекты, но имеющие мультипликативный эффект для экономики. Именно такое решение и было принято на совещании в Якутске. Наконец, грузоотправители тоже маленькой частичкой вкладывают в развитие инфраструктуры – через инвестиционную составляющую в тарифе. Как будет распределяться нагрузка – вопрос к регулятору.

Мы понимаем, что транспортная составляющая в цене продукции у всех неравнозначная и, естественно, ее необоснованный рост может привести к росту стоимости товара в месте доставки. Поэтому, безусловно, поддерживая и высоко оценивая уже проделанную работу, хотелось бы пожелать Минэкономразвития более активно возглавлять данную работу. Не кто иной, как Минэкономразвития, должен определить приоритеты развития в стране и, соответственно, финальную конфигурацию сети. Это не вопрос РЖД – куда, кому и что везти. Государство должно решить, где необходимо обеспечить транспортную доступность для населения и грузоотправителей. Исходя из этого мы будем максимально прикладывать усилия, чтобы в соответствии с утвержденной программой до 2020 г. за минимальное количество денег вывести максимальное количество грузов к пограничным переходам и портам.

Особое внимание – к Дальнему Востоку. На развитие дальневосточной инфраструктуры РЖД до 2020 г. потребуется порядка 560 млрд руб. Из них 300 млрд РЖД вложит за счет собственных средств в те проекты, которые носят окупаемый характер: например, около 40 млрд руб. в ближайшие три года будут инвестированы в первый участок дороги для освоения Эльгинского месторождения и вывоз грузов с него в порты Дальнего Востока.

При этом в регионе есть участки, где уже возникает острый дефицит пропускной способности. Они должны быть в ближайшее время расшиты путем перечисления денег в уставный капитал РЖД. Эти средства будут вложены в расширение этих участков, чтобы обеспечить растущие грузоперевозки в порты Дальнего Востока и чтобы потенциал страны не пострадал. Эти проекты развития инфраструктуры не только имеют колоссальное геополитическое значение, но и могут стать драйвером экономики.