Одевайся быстрей и дешевле

Одеваться и обуваться для жителей развитых стран стало за последние полвека проще и дешевле: доля трат американцев на одежду за 30 лет снизилась вчетверо
Американцы тратят на одежду 3% годового бюджета/ D. P. Morris/ Bloomberg

Траты американских потребителей на одежду и обувь по сравнению с другими статьями расходов снижаются на протяжении последних пяти десятилетий. Сейчас на покупку одежды американцы тратят в среднем 3% своего годового бюджета по сравнению с 7% в 1970-х гг. и 13% в 1945 г., пишет The Wall Street Journal (WSJ), ссылаясь на данные министерства торговли США. Одна из основных причин – снижение цен на одежду за счет уменьшения себестоимости производства: использования более дешевых материалов, более дешевой рабочей силы, автоматизации процессов. Немалую роль в этом процессе играют законодатели массовой моды на fast fashion, розничные сети Zara и H&M, пишет издание.

Почему в Азии лучше. Александр Попов

председатель совета директоров «Модного континента». «У российской текстильной промышленности нет инфраструктуры для того, чтобы обеспечить полноценное производство в нужных нам объемах. В странах, специализирующихся на пошиве, все давно отлажено: производство тканей – под боком у швейных фабрик, тут же есть пуговицы, молнии»

«В сопоставимых цифрах цены на одежду сейчас ниже, чем в 1990-х», – подтверждает экономист банка Barclays Дин Маки, которого цитирует WSJ. В абсолютном значении с 90-х цены на одежду выросли всего на 10%, а на продукты питания – на 82%, добавляет экономист статистического бюро министерства труда Джесика Тенвоус. С поправкой на инфляцию выходит, что цены на одежду снизились, констатирует она и добавляет, что ситуация меняется вместе с ценами на текстильное сырье: в прошлом году, например, вслед за хлопком одежда подорожала в среднем на 5%.

Спрос на недорогую одежду становится тем выше, чем медленнее растут реальные доходы американских потребителей, пишет WSJ. Спрос в массовом сегменте заставляет ритейлеров усиленно снижать издержки, в том числе за счет переноса производства с фабрик Китая, где заметно дорожает рабочая сила, в другие страны. Аппетит американцев к дешевой одежде стал одним из мощных импульсов развития экономики целых стран – Бангладеш, Вьетнама и Камбоджи, где ежемесячный доход неквалифицированного работника редко превышает $40.

Подавляющее большинство российских одежных брендов заказывают товар на заводах в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии, а собственным производством в России занимаются энтузиасты, говорила «Ведомостям» директор аналитического департамента Esper Group Дарья Ядерная. «Модный континент» (бренд InCity) раньше шил одежду в России и Белоруссии, но с расширением сети переместил заказы в Азию.

Российские продавцы одежды шьют свой товар за границей не только из-за экономии. «В России пока нет условий для полноценного производства: нет необходимого оборудования, красок и фурнитуры. Ткани закупаются за границей», – рассказывает представитель корпорации Sela Юлия Зефирова. Sela, по ее словам, отшивает большую часть коллекций в Китае. Там, говорит Зефирова, есть все условия: и сырье, и этикетки, и упаковка, и гарнитура в одном месте. Индийские производители, которые специализируются на тканях с рисунком, грешат нарушением сроков отгрузки товара – могут исполнить заказ спустя месяц после оговоренной даты, сетует она. Поэтому Sela заказывает здесь только «долгоиграющий» товар, объясняет Зефирова. В России, по ее словам, выгодно производить трикотаж – футболки и носки.

«В Азии шить дешевле, но в Китае большие проблемы с качеством», – говорила гендиректор компании «Кира Пластинина стиль» (развивает розничную сеть одежды дизайнера Киры Пластининой) Ольга Фельдт. Поэтому, объясняла она, «КП-стиль» в прошлом году купила помещение под собственную фабрику в подмосковных Озерах, где планирует с середины этого года шить технически сложные изделия.