Мнение бизнеса: Рынок перевозок сегодня – это рынок покупателя

ООО «Трансойл»

Железнодорожный оператор.. Совладельцы: Геннадий Тимченко (80%), Андрей Филатов (7%), Андрей Бокарев и Искандер Махмудов (13%). Выручка – 35,2 млрд руб. (РСБУ, первое полугодие 2012 г.), чистая прибыль – 4,7 млрд руб. Объем перевозок (2012 г.) – 55,7 млн т нефтеналивных грузов.

Рынок перевозок становится более структурированным и профессиональным. За 10–15 лет произошли серьезные реформы: демонополизация, появление частного парка вагонов с сохранением за РЖД функции управления инфраструктурой и обязательств по перевозкам.

Масштабные инвестиции в операторский бизнес привели к профициту предложения. Сегодня рынок перевозок – это рынок покупателя. Он имеет возможность выбирать оператора, определяя ценовой уровень. А рост конкуренции стимулирует операторов углублять специализацию.

Найти вагон не проблема для грузоотправителей, надежность поставки и в срок – вот проблема. И для ее решения многое необходимо делать как законодателям, так и операторам. Совместно с РЖД наработано много новых технологий, которые позволяют в полной мере удовлетворять потребности заказчика. Но тем не менее, если говорить о технологической цепочке – грузоотправителей, операторов и РЖД, – безусловно, требуется нормативное закрепление статуса оператора. Мы считаем, что значительную часть функций оператор вполне может взять на себя, освободив грузоотправителя от множества проблем. И в этой работе центральная роль принадлежит государству, Министерству транспорта. Большая роль принадлежит и саморегулирующим организациям, некоммерческому партнерству.

Второе направление – это комплексное решение по ряду узких мест. Их можно превратить и в точки роста. Примером тому служит развитие порта Усть-Луга. Параллельные инвестиции в инфраструктуру, в портовую инфраструктуру, в железнодорожный транспорт, определенные технологические наработки по правильному регулированию позволят добиваться серьезных совместных положительных результатов. Все мы знаем о перспективах развития порта, такие планы есть – как у частных инвесторов, так и у РЖД. Безусловно, есть конкуренция с портовой инфраструктурой Прибалтики, Эстонии, Латвии.

И третье направление, на наш взгляд, – качественный рост технологической оснащенности .