Экспертиза: Не на том экономим


Для ЦБ обе цели – как инфляция, так и экономический рост – имеют значение, и, когда представители ЦБ говорят, что они действительно принимают темпы экономики во внимание, они говорят правду. Но только между этими двумя целями у ЦБ существует достаточно большая асимметрия и инфляции уделяется значительно большее внимание, чем экономическому росту. По нашим оценкам, ЦБ реагирует на изменения темпов роста экономики с запаздыванием примерно в 12 месяцев. Хороша ложка к обеду: если исходить из того, что во втором полугодии будет некоторое ускорение темпов роста экономики России, то снижать ставки хорошо было бы в начале года, а во втором полугодии, возможно, ничего уже менять не надо.

Инфляцию можно снизить без значительного ущерба экономике до 5% в долгосрочной перспективе. Если мы этого хотим, то нужно умерить аппетиты отдельных крупных компаний и достаточно существенно ограничивать рост регулируемых тарифов. С другой стороны, вопрос о том, какая инфляция оптимальна для России, остается открытым: например, исследования Всемирного банка показывают, что страны с инфляцией 10% и чуть выше растут быстрее, чем другие.

Перевернуть график

Бюджетное правило фактически означает, что Россия переходит в режим экономии, похожей на ту, которую внедряют периферийные страны еврозоны, – правда, пока масштабы несравнимы. Но нужно понимать, что подобного рода экономия чревата замедлением экономического роста.

Кроме того, в отличие от еврозоны Россия создает резервы, а они формируются в основном за счет заимствований: параллельно с ростом резервного фонда растет и госдолг. Политика накопления резервов довольно дорого нам обходится. Я не уверен, что это нужно делать. Мы переходим к бюджетной экономии, при этом в структуре бюджета у нас самая быстрорастущая статья расходов – это обслуживание госдолга.

Вторая быстро растущая статья – физкультура и спорт, но это наши олимпийские стройки: на массовый спорт роста расходов нет никакого, даже достаточно существенное сокращение. Растут расходы на оборону, на безопасность, на функционирование государства. Сокращаются на образование, здравоохранение – на все то, что мы называем инвестициями в человеческий капитал. В стратегии-2020 рекомендации совершенно обратные. Вот если мы график динамики бюджетных расходов по основным статьям перевернем относительно горизонтальной оси, то тогда получится почти то, что действительно рекомендуется экспертным сообществом.

Магическое слово

Хотелось бы сказать пару слов о новом законе о федеральной контрактной системе (ФКС). Я честно этот закон прочитал – и во многом это тот же самый 94-ФЗ (о размещении госзаказа. – «Ведомости»). В законе о ФКС есть моменты, касающиеся общественного контроля, прозрачности госзакупок, – это шаг вперед; но что касается именно самой процедуры, то многое просто скопировано с 94-го закона: и механизмы формирования начальных цен как критерий оценки участников, и принципы оценки эффективности. Это магическое слово «эффективность» мы часто слышим, но что же за ним на самом деле стоит? Я не увидел в законе никаких четких и внятных определений.

Основное при оценке эффективности – ответ на вопрос, можно ли закупить то или иное дешевле при сохранении требуемых качественных характеристик. К сожалению, здесь прорыва нет и, пока такой механизм не будет разработан, мы не научимся строить то, что стоит икс, хотя бы за два икс, а не за восемь, как это иногда делается. В системе госзакупок, судя по оценкам, которые приводились и премьером, и Счетной палатой, теряются огромные деньги – называлась цифра 1 трлн руб. Здесь есть, за что побороться и есть резерв для экономии: за счет этого триллиона можно, к примеру, снизить налоги для бизнеса или профинансировать что-то из инфраструктуры.

Также хотелось бы, чтобы Минэкономразвития повышало качество оценки регулирующего воздействия. Я, например, не нашел на сайте министерства отзыва об оценке повышения страховых взносов для малого бизнеса. Взносы повысили, а потом оказалось, что предприниматели стали в массовом порядке бизнес закрывать.