Малогабаритный конкурент

Алтайская компания «Хорс-А» начала выпуск малогабаритных автобусов. Компания готова конкурировать с крупнейшим российским производителем – Павловским автобусным заводом (ПАЗ)

Пересядем на свои. 42,6%

на столько увеличился выпуск отечественных марок автобусов за восемь месяцев 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., а в целом выпуск автобусов в России вырос на 30%, по данным «АСМ-холдинга». Всего произведено 34 500 автобусов

Завод «Хорс-А» в Барнауле начал собирать автобусы трех видов – городской, пригородный и школьный, сообщает управление Алтайского края по промышленности и энергетике. Компания уже произвела четыре автобуса «город» и «пригород». Первую партию в 30 школьных автобусов по заказу главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края «Хорс-А» выпустит до конца августа. Проектная мощность – 700 автобусов в год, на нее предприятие выйдет в 2014 г., сообщила коммерческий директор «Хорс-А» Светлана Петрова. В дальнейшем завод может увеличить мощность до 3000 машин. Вместимость городского автобуса – 19 сидячих мест при общей вместимости 45 человек, пригородного – 19 и 43, школьного – 22 и 45 мест.

«Хорс-А» создана в 2004 г. на базе Барнаульского ремонтно-механического завода. С 2005 по 2010 г. она была официальным дилером малогабаритных автобусов китайской фирмы Higer Bus.

В конце прошлого года автобусы «Хорс-А» получили сертификацию в межотраслевом фонде «Сертификация автотранспорта САТР»: тип транспортного средства – «городской автобус малого класса» и «школьный автобус». Это собственная разработка компании, сказала Петрова. Испытания проходили на полигоне в Москве, добавила она.

Каркас кузова, раму, детали кузова «Хорс-А» делает самостоятельно на заводе в Барнауле, более половины автокомпонентов поставляют российские производители, рассказала Петрова. Заволжский моторный завод снабжает бензиновыми двигателями, «Стеклолюкс» – стеклом, «Кама-деталь» – топливными системами и резервуарами, РИАТ – сиденьями.

Инвестиции в проект – около 650 млн руб. – собственные средства компании, деньги инвесторов, кредиты, рассказала Петрова. Инвесторов и кредиторов она не называет. По ее словам, серийный выпуск автобусов компания начнет в середине года. «Хорс-а» рассчитывает, что проект окупится через три года при выпуске 700 автобусов в год.

На автобусы, говорит Петрова, можно устанавливать два вида двигателя – дизельный или бензиновый, а также газомоторное оборудование. Цена одного автобуса – от 1,28 млн руб. Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает цену конкурентоспособной. «Однако во многом спрос на автобусы и их успех на рынке зависит от возможности участия в госконтрактах», – считает аналитик. В 2012 г. рынок автобусов сократился на 2% из-за снижения покупок со стороны государства.

Планируемая география поставок «Хорс-А» – Москва и Северо-Кавказский федеральный округ. Основные конкуренты – ПАЗ и «Волжанин», говорит Петрова. Но она уверена, что проект «Хорс-А» будет успешным – автобусный парк в России на 70% изношен.

Три крупнейших отечественных производителя автобусов продали в прошлом году 4304 автобуса (82,7% всего рынка), ссылается Шенк на данные АЕВ. ПАЗ продал 1916 автобусов, Ликинский автобусный завод – 1839, Курганский автобусный завод – 549. Управляющий активами AForex Сергей Ковжаров говорит, что среди импортных автобусов лидирует Hyundai (около 80% импорта) и Toyota.

Пресс-служба группы ГАЗ, куда входит ПАЗ, не стала комментировать действия конкурентов. С заводом «Волжанин» связаться не удалось.