Европе угрожает российский дизель

Европейским НПЗ грозит остановка из-за роста экспорта дизельного топлива из России, экономика которой замедляется

По данным исследовательской компании ESAI Energy, объем экспорта дизельного топлива из России в Северо-Западную Европу вырос до 500 000 барр. в день с 300 000 барр. в прошлом году. В результате оптовые цены на дизтопливо упали до $865,75/т с $946 год назад. Соответственно, производство барреля дизтоплива приносит европейским НПЗ $14,83 вместо $17,1 в прошлом году. Этот параметр критически важен: прибыли от производства дизельного топлива компенсируют убыточность производства других продуктов НПЗ.

«Слишком сильное увеличение импорта дизельного топлива в Европу негативно влияет на прибыль НПЗ. Чем больше его от внешних поставщиков, тем более уязвимыми становятся слабые нефтепереработчики», – сказал аналитик ESAI Эндрю Рид; по его мнению, 2013 год станет гораздо менее прибыльным для европейских НПЗ, чем предыдущий, а в 2014 г. ситуация ухудшится.

Европейские НПЗ испытывают на себе негативное влияние рецессии в экономике: спрос на их продукцию сокращается, цены и прибыли снижаются.

С 2008 г. в Европе закрылись не менее 16 НПЗ, а установленная мощность по переработке нефти (без переработки нефтепродуктов) уменьшилась на 1,6 млрд барр., или на 10%. Кроме того, за эти годы российские производители, такие как «Лукойл», ввели новые современные установки по производству дизтоплива евростандарта – теперь топливо из России может поступать на европейский рынок напрямую, без доработки.

«Сейчас на рынке гораздо больше дизельного топлива, чем раньше», – говорит Джемма Паркер, консультант в Facts Global Energy. По ее мнению, основное негативное влияние растущего экспорта из России ощутят на себе НПЗ из стран северо-запада Европы.

Рост экспорта дизельного топлива из России происходит на фоне значительного увеличения нефтеперерабатывающих мощностей компании Saudi Arabian Oil. Международное энергетическое агентство 14 мая заявило, что ожидает резкого роста предложения на рынке нефтепродуктов весной и летом, частично из-за увеличения мощностей Saudi Arabian Oil.

На рынке бензина европейские производители испытывают давление и со стороны американских НПЗ, нарастивших экспорт в последние годы, считает Джейсон Гэммел, руководитель направления исследований рынков нефти и газа в Macquarie. «Они [европейские НПЗ] находятся по давлением с двух сторон. Когда спрос падает, а предложение растет, обычно рентабельность сокращается», – говорит Гэммел.