Лучшие в обучении директоров

Financial Times в 15-й раз публикует рэнкинг бизнес-школ Executive Education, куда входят лучшие корпоративные программы обучения и краткосрочные тренинги для всех желающих
Корпоративные программы Duke Corporate Education в этом году стали лучшими по версии FT в 11-й раз/ Jim R. Bounds/ Bloomberg

Самые популярные в сегментах

Самая популярная школа среди женщин (открытые программы) – Thunderbird School of Global Management. Самая популярная школа среди иностранцев (корпоративные программы) – Duke Corporate Education. Самая популярная школа с точки зрения соотношения цена/качество (корпоративные программы) – HEC Paris.

В рэнкингах лучших корпоративных программ и открытых тренингов лидеры прошлого года удержались на своих местах: IMD в категории краткосрочных курсов, Duke Corporate Education – в категории корпоративных программ.

Duke Corporate Education лидирует в корпоративном рэнкинге в 11-й раз. Парижская бизнес-школа HEC, пятый год занимающая 2-е место, сократила дистанцию, заняв лидирующую позицию по четырем корпоративным критериям, однако международные связи Duke Corporate Education позволили этой школе удержать 1-е место.

Корпоративные клиенты Duke Corporate Education придают особенное значение отношениям, которые они выстроили со школой. «Партнерство со школой очень важно для нас, – говорит Кимберли Гаско, исполнительный директор по лидерскому развитию Boehringer Ingelheim, американской фармацевтической компании. – Школа действительно заботится об эффекте своих программ и работает над ними до тех пор, пока мы не достигнем своей цели».

37% корпоративных клиентов, участвующих в опросе FT, в будущем собираются тратить на корпоративные программы больше, и примерно половина – оставить траты на том же уровне. В итоге большинство слушателей и клиентов очень высоко оценили посещенные программы. 90% корпоративных клиентов весьма вероятно или точно обратятся к той же бизнес-школе снова.

Швейцарская школа IMD повторила прошлогодний успех в рэнкинге открытых программ с наибольшим, по мнению слушателей, общим баллом. Школа заняла 1-е место по такому параметру, как «достижение поставленных слушателями целей», а также по «качеству предлагаемых программ». В итоге IMD занимает 1-е место в пятерке лучших по совокупности шести параметров. IMD лидирует среди сильных конкурентов, при этом среди лидеров произошли заметные пертурбации, в особенности это касается Insead, которая упала до 6-й позиции, а также Университета штата Мичиган Ross, занявшего 10-ю позицию, Университета Пенсильвании Warton, занявшего 11-ю строчку рэнкинга в части открытых программ.

Слушатели IMD особое значение придают процессу самооценки. «Обучение было большими выходными для меня, в течение которых я взглянул на себя другими глазами, по-другому оценил свою эффективность как лидера», – говорит Брайен Гуйдо Хассин, исполнительный директор стартапа, компании, занимающейся экологически чистыми технологиями Smart Office Energy Solutions в Техасе.

Спрос на тренинги растет

Данные школ, указанных в рэнкинге, демонстрируют рост спроса на короткие программы. Число слушателей на открытых программах выросло на 5% в сравнении с предыдущим годом, число же клиентов корпоративных программ выросло лишь на 4% за аналогичный период.

Открытые программы недельной длительности позволяют менеджерам достигать целей обучения и выстроены вокруг практического использования знаний и решения реальных проблем бизнеса. Более длинные 3–4-недельные программы имеют углубленное содержание – и, соответственно, больше возможностей для командной и сетевой работы. Корпоративные клиенты зачастую ставят целью обучения развитие специфических навыков своих менеджеров, поэтому обучение по корпоративным программам (в кампусе или онлайн) строится вокруг работы и прямо применимо к ней.

Программы executive также могут быть более дешевой альтернативой стандартным образовательным программам, по итогам которых слушатель получает ученую степень. Число слушателей открытых программ, предлагаемых бизнес-школами Великобритании, выросло на 11% в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом против численности слушателей программ MBA, сократившейся на 10%.

Альтернативное обучение

Из 120 корпоративных клиентов, ответивших на вопросы FT, только у 8% большая часть обучающих курсов и взаимодействия со школой в целом координировалась онлайн. У большинства (82%) эта доля не превышала четверти. 49% компаний, участвовавших в опросе FT, в будущем году ожидают увеличения доли онлайн-курсов в корпоративных программах.

По мнению 38% корпоративных слушателей, самый большой плюс онлайн-обучения – удобство. 23 и 21% соответственно ценят экономию времени и более низкую стоимость таких курсов.

В связи с этим начавшееся по всему миру стремительное распространение массовых открытых онлайн-курсов (MOOC, massive open online course) может создать реальную альтернативу традиционной образовательной системе: бизнес-школам придется постараться, чтобы объяснить, зачем бизнесменам посещать платные курсы, если будет создана бесплатная альтернатива.

Как читать таблицу

Ежегодный рэнкинг FT о программах для руководителей без выдачи диплома о присвоении ученой степени включает три рэнкинга: школ, предлагающих открытые тренинги (доступны всем желающим, длительность – не менее трех дней); провайдеров программ для корпораций и комбинированный рэнкинг. Рэнкинг FT основан на таких показателях, как удовлетворение слушателей программ (как частных, так и корпоративных), разнообразие участников и дисциплин, по которым ведется обучение, и количество международных связей школы. Корпоративные программы Для того чтобы попасть в рэнкинг, бизнес-школа должна получить доход от проведения корпоративных программ не менее чем $2 млн в год. Рэнкинг составлен на основе двух онлайн-опросов – школ и клиентов. Бизнес-школы указывают число топ-клиентов, которые затем опрашиваются. Различные аспекты программы оцениваются по 10-балльной шкале, в которой 1 балл соответствует оценке «неудовлетворительно», 10 баллов – «превосходно». Первые 10 критериев рэнкинга получены в результате опроса слушателей программ для руководящего звена компаний; следующие пять – самих бизнес-школ. Эти показатели ранжированы в убывающем порядке. Последние два критерия приведены в информационных целях и не влияли на рейтинг. Цифры в скобках показывают вклад каждого критерия в общий показатель в процентном соотношении. Вес показателей в первых девяти категориях определяется степенью их важности для клиентов. Подготовка (8,3) – уровень взаимодействия между клиентом и школой, степень интеграции в программу идей ее потребителей, а также эффективность интеграции результатов последних исследований, проведенных школой Дизайн программы (8,4) – гибкость курса и готовность школы привлекать к работе сторонних специалистов и практиков Методы преподавания и учебные материалы (8,0) – современность методов преподавания и материалов и их соответствие данному контексту; насколько хорошо выдержано соотношение между академической строгостью и практической значимостью Преподавательский состав (8,5) – качество преподавания и слаженность работы преподавательского состава в целях обеспечения целостности программы обучения Новые навыки и обучение (8,4) – важность приобретенных навыков для работы, легкость их внедрения, степень, в которой курс обучения поощрял новые способы мышления Уровень сопровождения (6,8) – уровень и эффективность сопровождения, предоставленные слушателям программы после ее окончания Достижение целей (8,6) – степень удовлетворения академических и бизнес-ожиданий и качество обратной связи между участниками программы и заказчиками Техническое обеспечение (7,0) – оценка качества и удобства учебной среды, а также сопровождающих ресурсов и оборудования Соотношение цены и качества (8,0) – рейтинг дизайна программы, уровня преподавания и качества учебных материалов с точки зрения соотношения их качества и цены Применение в будущем (8,0) – вероятность того, что клиенты выберут программу и школу в будущем Иностранные клиенты (5,0) – процент клиентов, головные офисы компаний которых находятся за пределами страны или региона базирования бизнес-школы Иностранные слушатели (3,0) – наличие слушателей более чем из одной страны Программы обучения за границей (4,0) – степень международного проникновения индивидуализированных программ обучения Партнерские школы (3,0) – количество и качество программ, разработанных совместно с другими бизнес-школами Диверсификация преподавательского состава (5,0) – диверсификация преподавательского состава по национальной и половой принадлежности Общее число ответов – количество индивидуальных анкет, заполненных слушателями. Цифры в скобках показывают общее число лет, данные за которые включены в рейтинг Доходы от программ – доходы от программ в 2012 г. ($ млн, данные предоставлялись по усмотрению школы). Полученные значения базируются на среднем обменном курсе доллара в 2012 г. Краткосрочные программы – тренинги для менеджеров с разным функционалом Все школы оценивались по 16 критериям, каждый из которых имеет свое весовое значение. 10 критериев оценивали слушатели программ (подробное описание такое же, как в корпоративных программах): подготовка (7,7) дизайн программы (8,6) методы преподавания и учебные материалы (8,3) преподавательский состав (8,7) качественный состав участников (8,0) новые навыки и обучение (8,7) уровень сопровождения (7,3) достижение целей (8,6) питание и размещение (6,6) техническое обеспечение (7,5) оценка качества и удобства учебной среды, а также сопровождающих ресурсов и оборудования Еще шесть критериев получены в результате опроса школ бизнеса о себе и коллегах по рынку: женщины-слушатели (2,0) иностранные слушатели (3,0) повторные продажи и рост продаж (5,0) программы обучения за границей (3,0) партнерские школы (3,0) диверсификация преподавательского состава (4,0)