Успеть за изменениями

Ситуация в мировой экономике снова поставила вопросы о том, нужно ли директорам компаний постоянно обновлять свои знания и компетенции и кто за это будет платить
Адаптироваться к часто изменяющимся условиям ведения бизнеса можно, только постоянно приобретая новые компетенции на тренингах/ Fotolia/ PhotoXPress

Выручка растет. 5%

на столько увеличилась в 2012 г. выручка от открытых программ в школах – участницах рейтинга FT по сравнению с 2011 г.

9%

на столько возросла за прошедший год выручка школ от корпоративных программ

Шок от будущего – вот что, по мнению Элвина Тоффлера, переживают люди, когда они сталкиваются со слишком большим количеством изменений за короткий период времени. Об этом его книга под одноименным названием, которую он опубликовал еще в 1970 г. С тех пор скорость изменений только возросла, и это новый вызов как для руководителей компаний, которые хотят оставаться на гребне современных тенденций, так и для бизнес-школ, которые хотят обучать их. «В современном бизнесе существует необходимость постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на рынке, – говорит Эрик Вебер, заместитель декана Iese Business School (Испания), для которой программы регулярного обучения для выпускников являются одними из приоритетных. – [Поэтому сейчас] есть множество специалистов, которым за 30 или 40 и даже 50 лет, которые вдруг осознают необходимость продолжить свое образование».

Речь идет о краткосрочных программах (не более месяца) и курсах, которые во всем мире называются executive education.

Подобно своим коллегам из других бизнес-школ, профессор Вебер отмечает, что сейчас компании вынуждены экономить деньги, из-за чего они с неохотой соглашаются на оплату обучения своих сотрудников, особенно когда речь идет о долгосрочных программах. Если раньше около 80% студентов обучались за счет своих компаний, то сейчас эта цифра составляет 40–50%.

Питер Каппелли, директор Whar­ton Center for Human Resour­ces, тоже отмечает разительные изменения в источниках финансирования. «Одна из современных тенденций состоит в том, что специалисты, поступающие к нам на обучение на самые продолжительные и дорогостоящие программы, оплачивают их сами. Раньше такого не было», – говорит он.

Профессор Вебер замечает, что в Iese им приходится учитывать продолжительность курсов обучения. «Время, в течение которого сотрудник будет отсутствовать, находясь на обучении, – это более важный фактор, чем стоимость самого обучения», – добавляет он.

Доминик Турпин, президент IMD, полагает, что курсы для топ-менеджеров будут все больше укорачиваться и частично переводиться в режим онлайн. Раньше в школе была трехнедельная программа по маркетингу, а теперь ее предлагается пройти за неделю.

Примерно 60% своих доходов IMD получает за счет проведения недельных курсов, а 10 лет назад эта цифра составляла 40%. Часто эти курсы спонсируются компаниями, а их слушателям редко когда бывает более 40 лет, поскольку инвестировать в обучение более возрастных сотрудников компании не хотят, добавляет Турпин.

Однако, если верить Джанпьеро Петрильери, адъюнкт-профессору в области проведения в организациях школы менеджмента Insead, возраст обучающихся на курсах executive education скоро увеличится. «Раньше мы ассоциировали возраст со знанием, а молодость – с неуверенностью», – говорит Петрильери. Однако, по его словам, в последние годы стали заметны изменения в составе обучающихся, среди которых представлены как молодые специалисты, так и специалисты более зрелого возраста, которые «позволяют себе заняться учебой».

Подобно IMD, в Insead уделяют особое внимание разработке корпоративных тренингов. Профессор Петрильери называет такие курсы «диагональными срезами», пересекающими возрастные границы и ранги, установленные в компании. «Все большее число руководителей укрепляется во мнении, что нет ничего более опасного, чем лидер, который полагает, что он знает все», – говорит Петрильери. Он добавляет, что с начала кризиса бизнес осознал, что простого наличия моделей и структур недостаточно.

«Все компании ведут свои дела по-разному, выходя на новые рынки, меняя свои стратегии и используя новые подходы. Но везде для этого требуется приобретение новых компетенций», – добавляет профессор Каппелли.