На смену Ахмадинеджаду


В назначенных на 14 июня выборах президента Ирана будет участвовать восемь человек, из которых трех относят к реформаторам, а пятерых – к консерваторам. Такое решение принял во вторник Наблюдательный совет (специальная инстанция Исламской Республики во главе с духовным лидером Али Хаменеи), вычеркнув двух кандидатов – бывшего президента Али Акбара Хашеми-Рафсанджани и бывшего главу администрации действующего президента Махмуда Ахмадинеджада Эсфандияра Рахим-Машайи, сообщает агентство IRNA.

Все допущенные к выборам кандидаты имеют политический и административный опыт: Мохаммадреза Ареф был вице-президентом у президента-реформатора Мохаммада Хатами, еще один реформатор, Хассан Рохани, был переговорщиком с «шестеркой» стран по иранской ядерной программе. От консерваторов выдвинулись в том числе экс-министр иностранных дел Алиакбар Велаяти, мэр Тегерана Мохаммад-Бакер Калибаф и бывший командующий Корпусом стражей исламской революции Мохсен Резайи.

Действующий президент Махмуд Ахмадинеджад завершает свой второй подряд срок на посту президента Ирана (эта должность – вторая по значению после поста духовного лидера), переизбираться не имел права и активно поддерживал Рахим-Машайи. В 2009 г. предыдущие выборы президента, на которых победил Ахмадинеджад, закончились подавленными властями выступлениями сторонников его оппонента Мир Хосейна Мусави. Хашеми-Рафсанджани, имеющий репутацию прагматика и одного из самых богатых людей Ирана, фактически поддержал эти протесты. При этом отношения и Ахмадинеджада, и Хашеми-Рафсанджани с духовным лидером Хаменеи всегда были напряженными.

В иранской элите существует широкий консенсус в поддержку ядерной программы, вызывающей вопросы у мирового сообщества, говорит редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, и его придерживаются все допущенные к выборам кандидаты. По его словам, исключение из кандидатов в президенты креатуры одиозного Ахмадинеджада может изменить только тактику поведения иранской стороны по ядерному вопросу, но никак не саму позицию, которая исключает отказ от программы по развитию мощностей для обогащения урана.