Ориентиры: Новое в старом

Ритейлеры вынуждены меняться и изощряться, чтобы переманить и удержать клиентов.

Торговых центров становится все больше, клиентов – отнюдь. Покупательский поток перераспределяется, распыляется, уходит за границу – это одна из причин падения посещаемости локальных магазинов. По данным «Ваткома», в I квартале 2013 г. число посетителей московских ТЦ снизилось на несколько тысяч человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В столице сейчас, по информации аналитиков «большой пятерки», более 100 качественных торговых центров. К вводу в 2013 г. запланировано менее десятка. Между собой они делят не только тех же самых покупателей, но и практически одинаковых арендаторов. Мониторинг девяти московских торгцентров, проведенный Cushman & Wakefield, показал: на 865 бутиков в общей сложности пришлось 552 бренда. «Торговые центры могут различаться архитектурой, но состав арендаторов в них, как правило, один и тот же», – говорит Дмитрий Бурлов, генеральный директор компании «Магазин магазинов».

Торговые марки множатся, но они порой не отличимы друг от друга, объясняют консультанты. «Брендов много, но они – как близнецы, посетитель торгцентров не может их запомнить, – говорит Лада Белайчук из Cushman & Wakefield. – Дело даже не в оформлении витрин, а в одинаковом ассортименте». Перед вновь приходящими на российский рынок марками стоит задача как-то выделиться, чтобы переманить покупателей, перед «старожилами» – предложить нестандартную концепцию, чтобы покупателей удержать.

К примеру, в 2013 г. два магазина в Москве планирует открыть турецкий текстильный ритейлер DeFacto, рассказал на конференции на выставке REX-2013 его представитель Кевин Лонг. Одна из фишек компании, предлагающей недорогую одежду для молодежи, – она не торгует джинсами, так как считает их неудобными. А ее кредо – предлагать «удобную одежду по доступной цене». Торговые точки ритейлер позиционирует как дружелюбные к клиентам (customer friendly).

Mango, заявила директор по развитию в России и странах СНГ Анико Костьяль, планирует к 2014–2015 гг. расширить продуктовую линейку для покупателей в России, предложив им несколько новых марок, объединенных общим брендом: спортивное белье, аксессуары, одежду для мужчин, для мальчиков и девочек, а также для женщин среднего возраста. Carlo Pazolini, по словам директора по развитию Дмитрия Кондратьева, будет обновлять дизайн обувных магазинов, а также выделять в них зоны для торговли аксессуарами.

Необходимость перемен осознали и продуктовые ритейлеры. X5 Retail Group, как рассказал ее представитель Олег Баклюков, сейчас разрабатывает концепцию Farmer Market (фермерский базар) – некий симбиоз классического рынка и классического супермаркета. Новый проект объединит под одной крышей множество торговцев (как на рынке), но покупатели будут рассчитываться за товары в единых кассах на выходе (как в супермаркете). Этим он будет отличаться от фермерского базара (проект ресторанной сети Ginza-Project) в универмаге «Цветной». Плюс ритейлер обещает не повторять ассортимент сетевых магазинов вроде «Перекрестка» и «Пятерочки», а привозить нечто особенное.

Торговля экопродуктами – еще одна ниша на рынке, которая все активнее заполняется. К уже привычным москвичам «Био-маркетам» несколько месяцев тому назад добавилась «Биостория». ООО «Биопродукты» открыло пока один магазин, рассказал его гендиректор Евгений Шкляров, но не намерено на этом останавливаться, а планирует создать сеть. Пока что только в Москве и Санкт-Петербурге, в остальных регионах с поставщиками проблемы, признался Шкляров. Поставщики «Биостории» – собственные хозяйства, есть даже пасечник в Вологодской области, благодаря которому ассортимент магазина пополнился медом диких пчел. Хлеб готовят на глазах посетителей, пекарня отделена от торгового зала всего лишь стеклянной дверью.