Точка зрения: Сотрудник-фри

В России появился нормативно-правовой акт, регламентирующий удаленную работу, – федеральный закон № 60-ФЗ от 5 апреля 2013 г. Каким образом он повлияет на рынок офисной недвижимости, станет ясно уже в ближайшие месяцы.

Тенденция посткризисных лет – модное слово «оптимизация». Компании все чаще привлекают экспертов для анализа эффективности использования рабочего пространства, и принятый Госдумой закон может сыграть им на руку в целях экономии дорогих столичных метров.

Время и место

Однако нужно учитывать особенности и привычки, которые сформировались в планировании офисного пространства в России, а именно: кабинетную систему, мелкую нарезку площадей, изолирование руководителей от персонала – буфером служат приемные у начальственных кабинетов. Переход на формат коворкинга – почасовую аренду рабочих мест в специально организованных офисах – будет отнюдь не стремительным.

Кроме того, во многих – особенно российских – компаниях уделяется большое внимание тому, в какое время сотрудник приходит на работу (надо, чтобы «вовремя»), сколько находится на рабочем месте в быстром доступе от руководителя. Если до принятия № 60-ФЗ основной причиной, затрудняющей использование сотрудников по системе удаленной и гибкой занятости, были именно официальные ограничения, осложняющие работу с фрилансерами, то теперь их деятельность регламентирована, на нее распространяется действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права. Соответственно, нужно создавать систему, способную справляться с остальными «болевыми точками»: неспособностью менеджеров качественно управлять фрилансерами, ослаблением дисциплины, демотивацией и снижением лояльности удаленных сотрудников и т. п.

Возможным преимуществом может быть положительное влияние на финансовые результаты. Например, наем квалифицированных специалистов независимо от места их проживания, но с учетом географии страны и региональных интересов компании даст ощутимую экономию в заработной плате. Кроме того, фрилансерам оплачивается результат работы, а не процесс. При правильном подходе можно обеспечить занятость на 24 часа в сутки.

Вольные стрелки

Основные области, где удаленно трудятся специалисты, – это IT-сфера (разработка сайтов и программирование), дизайн, фото и видео, тексты (переводы, копирайтинг, журналистика), деловые услуги (реклама, маркетинг, консалтинг и др.), инжиниринг (проектирование, архитектура, промышленный дизайн и т. п.). Работать не в офисе могут представители не только творческих профессий, но и большинства индустрий, где работа завязана не на производственный процесс, а на достижение конкретных результатов.

Тем более что популярное сейчас открытое офисное пространство не всегда способствует эффективной работе: сотрудники отвлекаются на разговоры с коллегами и не могут сосредоточиться на исполнении обязанностей.

Альтернатива кухне

Обратная сторона медали состоит в том, что, работая из дома, многие люди испытывают трудности в разграничении личной и рабочей жизни и не могут грамотно распорядиться временем. В таком случае индивидуальное рабочее место может быть заменено не на любимый домашний, а на коворкинг-офис – «рабочую станцию» с доступом в интернет, к сетевым ресурсам компании.

По состоянию на 2012 г. в целом по стране речь шла о 90–100 таких центрах, из них более 35 – в Москве. Однако есть еще и небольшие «станции» – по 50–100 кв. м, рассчитанные на 9–17 человек, которые сложно сосчитать.

Исследования по мировым тенденциям ведущего ресурса в коворкинге DeskMag (Германия) показывают, что 54% посетителей таких рабочих центров – это фрилансеры, 27% – штатные сотрудники компаний. Раньше 58% из них работали дома, а 22% – в традиционном офисе. Большинство (60%) из тех, кто поменял офисное пространство на коворкинг, не собирается возвращаться в кабинет. Люди начинают больше ценить свободный график работы, возможность уделять время личным вопросам, достигая более высоких результатов в деятельности, так как не испытывают прессинга по времени.

Морковка для работодателей

Позитивно на развитии удаленной работы может сказаться именно влияние финансовых показателей – ведь арендовать несколько рабочих мест в коворкинг-центре выгоднее, чем полноценный большой офис. Совместные офисы – это открытые помещения с кухней, одной или несколькими переговорными и необходимой офисной техникой. Каждый, кто использует их на постоянной основе, ежемесячно платит определенную сумму, размер которой зависит от того, закреплено ли за ним рабочее место или же он использует стол или диван, которые в данный момент свободны. Стоимость рабочего места в Москве и Санкт-Петербурге – 6000–9000 руб. в месяц. В то время как в бизнес-центре класса А стоимость рабочего места (из расчета 5 кв. м на сотрудника, хотя многие компании арендуют по 10 кв. м) доходит до 13 000 руб., включая операционные расходы и НДС. Плюс расходы на мебель, отделку и т. п.

Базируясь на очевидном тренде, компании могут пересмотреть стратегию по аренде пространства: использовать головной офис для встреч и переговоров, экономя на метрах под рабочие места. Более того, в результате подготовленного финансового анализа, а также узаконенного перевода сотрудников на удаленную работу компания сможет позволить себе переехать в лучший по классу бизнес-центр, повысив привлекательность фронт-офиса для клиентов и партнеров. Ведь метров теперь нужно меньше.

Если транслировать опыт США, где 10% рабочих мест являются удаленными, следуя динамике сокращения офисного пространства, ожидается, что к 2020 г. в России из 10 сотрудников будут работать в офисе лишь 7–8.