Игроки: Опора или ненужный костыль?

Состояние «третьего сектора» в России отличается от такового в развитых странах на порядки. Это касается как инвестируемых денег, так и значения сектора для общества, государства, бизнеса в широком смысле. Именно это и заставляет оценить не вклад отдельно взятой организации или жертвователя в благоустройство социальной среды, а эффективность сектора НКО в России в целом.

Фонд «Петропавловск»

Некоммерческая организация. Учредитель – Павел Масловский. Финансовые показатели (2011 г.): поступления средств – 97,9 млн руб., расходы – 96,8 млн руб. Фонд поддержки социально ориентированных проектов и программ «Петропавловск» создан в 2010 г. Занимается поддержкой социального, гуманитарного и культурного развития Дальнего Востока.

Проблем тут много. Я остановлюсь на ключевой – недооценке роли, значения и, самое главное, потенциала НКО. Возлагая на себя зачастую базовые социальные функции государства, в российской практике НКО выполняют роль костыля, опоры, но опоры нелюбимой, воспринимаемой как обременение, как нечто ненужное «здоровому организму» и то, от чего с удовольствием откажутся, когда социальный организм «выздоровеет». Для иллюстрации всего одна цифра: в развитых странах объем государственного софинансирования проектов НКО составляет 48,2%, в то время как в России эта доля в 10 раз меньше – 4,7%, по данным BCG.

Справляясь с ролью опоры достаточно эффективно, НКО, как и надлежит костылю, при этом существуют отдельно, поддержка и готовность государства делегировать соответствующие полномочия и функции отсутствует. Более того, при всех плюсах социальных изменений, которые реализуют НКО, репутация у отрасли неоднозначная.

Тем не менее в России уже есть примеры, когда НКО не только «делают хорошие дела» и гордятся «счастливыми лицами детей», а именно это зачастую презентуется как главный критерий эффективности НКО моими коллегами, но и позволяют экономить бюджетные деньги, вводят в оборот новые социальные услуги, создают действительно новое качество жизни, находясь в равноправном партнерстве с государством, становясь настоящим «водителем ритма» социальных изменений. Примеры – в каждодневной работе общественных организаций, будь то приобретение медицинского оборудования для модернизации технической базы одной из больниц города Благовещенска, которое обошлось возглавляемому мною фонду «Петропавловск» почти в 3 раза дешевле, чем приобретение того же самого оборудования, но за государственный счет через тендер в одном из соседних с Амурской областью субъектов Федерации. Софинансирование капитального ремонта детских садов в ряде регионов России, которое ведется в рамках социальной программы «Территория Русала» в сотрудничестве с муниципальными и региональными организациями. Титаническая работа фонда «Подари жизнь» по введению в российскую медицинскую практику технологий лечения и не зарегистрированных в России жизненно важных препаратов для детей с онкологическими заболеваниями. Восстановление усилиями местных предпринимателей важнейшего инфраструктурного городского объекта – единственного моста, соединяющего две части города Шарья (Костромская обл.). Восстановительные работы обошлись инициаторам примерно в полмиллиона, в то время как, по расчетам же властей, «официальные» работы стоили бы бюджету почти 14 млн руб.

Приведенные примеры много говорят о реальных возможностях «некоммерческого сектора». Но сделать отрасль по-настоящему эффективной, обеспечить взрывной характер развития и рост финансирования можно, только стимулируя работу НКО на государственном уровне.