Игроки: Вектор перемен

Несколько лет назад компания отказалась от традиционной благотворительности, сделав приоритетом системные долгосрочные проекты. Но традиционную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и бывших блокадников Ленинграда она сохранила

«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»

Дистрибуторская компания. Владелец – табачная компания Philip Morris. Финансовые показатели (2011 г.): выручка – 104,3 млрд руб., чистая прибыль – 1,2 млрд руб. Занимается дистрибуцией сигарет через филиальную сеть более чем в 100 российских городах.

Компания «Филип Моррис интернэшнл» (ФМИ) начала свои благотворительные программы в России в начале 1990-х гг., с момента открытия первого офиса в Москве. Первые проекты были посвящены поддержке культуры и искусства, но за прошедшие 20 лет изменились и направления помощи, и выделенные на них средства, и стратегия в области благотворительности. Так, бюджет на благотворительные программы аффилированных компаний ФМИ в России вырос в 3 раза; у нас широкий спектр проектов в 14 регионах России.

Основные направления благотворительных программ в России – поддержка социально незащищенных слоев населения и развитие системы образования. Мы стремимся к тому, чтобы наша благотворительная деятельность способствовала решению социальных проблем в рамках корпоративных направлений помощи и отвечала ожиданиям общества. Поэтому мы реализуем проекты в ключевых для нас регионах в партнерстве с некоммерческим сектором и привлекая сотрудников компании.

В последние годы мы, оставаясь в рамках этого подхода, изменили свою стратегию в области благотворительности. В общем виде это можно описать как переход от разовой помощи к долгосрочным программам; от пилотных проектов в отдельных городах к программам на федеральном уровне с региональным фокусом; от поддержки традиционных тем к решению своевременных и актуальных вопросов.

Эти изменения произошли под воздействием ряда факторов: с одной стороны, это лучшие практики благотворительной деятельности «Филип Моррис интернэшнл» в разных странах мира; с другой стороны, те социальные проблемы, решение которых наиболее актуально здесь и сейчас, в современной России. Также нам важны опыт и экспертиза ведущих НКО, наших партнеров. Поскольку мы стараемся быть в курсе трендов развития российской благотворительности, мы учитываем опыт современной корпоративной филантропии.

Проиллюстрировать изменение нашей стратегии можно на примере поддержки пожилых людей и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями. На протяжении многих лет компания оказывала помощь этим социально незащищенным категориям населения традиционными способами – это была разовая поддержка так называемой гуманитарной помощью, продуктовыми наборами или вещами; иногда – покупка мебели или оборудования для реабилитационных центров. Однако в последние годы вопрос крайней бедности и отсутствия средств на самое необходимое стоит уже не столь остро – это подтверждается и результатами исследований, проведенных в 2011 г. фондом «CAF Россия». По этим данным, около 95% российских пенсионеров имеют возможность обеспечить свои базовые жизненные потребности. К тому же разовая гуманитарная помощь, хотя и принося радость получателям, никак не меняет и не улучшает качественно их жизнь. Для этой категории населения, зачастую еще достаточно активной, гораздо более актуальна проблема ощущения собственной ненужности, социальной изоляции, невозможности найти занятость из-за незнания современных технологий. То же в полной мере можно отнести и к инвалидам.

Приняв во внимание эти факторы, мы решили перефокусировать наши проекты помощи пенсионерам и инвалидам и постараться, пользуясь известным выражением, дать им не рыбу, а удочку. В 2012 г. компания поддержала пилотные проекты курсов компьютерной грамотности для пожилых людей и взрослых людей с ограниченными возможностями. Несмотря на то что в ряде регионов подобные курсы проводятся государством, желающих значительно больше, чем мест, – проекты, организованные при нашей поддержке, пользовались большим спросом и популярностью.

Основываясь на успехе пилотных проектов, мы решили выйти на федеральный уровень и в партнерстве с фондом «CAF Россия» в семи регионах России запустили программу «Статус: он-лайн. Компьютерная грамотность для людей старшего поколения и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями». Ожидается, что в рамках программы обучение на курсах компьютерной грамотности пройдут свыше 2600 пожилых людей и взрослых инвалидов в семи регионах страны. Важной частью программы станет содействие в возможном трудоустройстве, для чего будут организованы специальные встречи участников программы с потенциальными работодателями и местными службами занятости.

Мы остались в рамках приоритетного для компании направления оказания благотворительной поддержки, но смогли сделать программу более эффективной, актуальной и современной. Это же можно сказать и в отношении программы по повышению квалификации учителей средних школ в партнерстве с центром «Методист».

На пути к созданию более эффективных, системных и долгосрочных программ мы не встретили каких-либо серьезных препятствий. Вероятно, это можно объяснить готовностью к переменам и наших партнеров, и благополучателей. Тем не менее среди наших проектов есть те, которые мы не планируем менять: например, это традиционная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и бывших блокадников в Ленинградской области. В том виде, в котором проект существует сейчас, он близок и понятен получателям помощи и объединяет их с местными жителями, администрацией района и сотрудниками компании, которые принимают в нем участие как волонтеры.