Заначки больше не нужны

Европейские банки забирают деньги с депозитов в центробанках. Часть перекладывается в более доходные активы, часть используется для возвращения кредитов ЕЦБ

Депозиты 12 крупнейших банков Европы в центробанках с $765 млрд в конце 2010 г. увеличились до рекордных $1,42 трлн в 2012 г., следует из отчетности банков. Но к апрелю они сократились на 19% до $1,15 трлн, самого низкого уровня за два года. Похоже, банкиры считают, что самая тяжелая часть кризиса позади. Рост средств в центробанках был вызван требованиями самих регуляторов, чтобы банки держали больше ликвидных инструментов.

«Налицо тренд выхода из депозитов в центробанках в поисках доходности», – говорит старший вице-президент Moody's Investors Service Алессандро Роккати, это здоровый знак: банки возвращаются к исполнению своей традиционной роли.

Многие удивлены скоростью, с которой депозиты из центробанков перетекают в активы с большей доходностью. В Societe Generale (SG) они сократились до 53 млрд евро в марте по сравнению с 68 млрд в декабре и 81 млрд в сентябре 2012 г. «Доверие возвращается, и нам нужно меньше средств в центробанках», – недавно говорил гендиректор SG Фредерик Удеа.

Банки забирают средства, чтобы возвращать дешевые кредиты ЕЦБ: в 2011–2012 гг. по программе LTRO банки взяли у него 1 трлн евро. Многие положили эти деньги на депозиты в тот же ЕЦБ и другие центробанки, вместо того чтобы использовать их для кредитования. Теперь эти деньги возвращаются ЕЦБ.

Другие переводят деньги в более доходные инструменты. Barclays покупает ликвидные суверенные облигации с высоким рейтингом, рассказал WSJ человек, знакомый со стратегией банка. В марте депозиты Barclays в центробанках составляли 72 млрд фунтов (84 млрд евро), или на 45% меньше, чем годом ранее.

Из 12 банков, которые исследовала WSJ, продолжают увеличивать резервы в центробанках два: Royal Bank of Scotland и Credit Agricole. Депозиты RBS (на 81% в госсобственности) достигли 87 млрд фунтов (102 млрд евро), Credit Agricole – 48 млрд. Для обоих это максимум с 2010 г. Одна из причин – реструктуризация этих банков: оба распродают активы, приобретенные перед кризисом.