Необоснованный оптимизм

Счетная палата обнаружила в прогнозе Мин­экономразвития на 2014–2016 гг. признаки научной фантастики и усомнилась, что на этой основе можно верстать бюджет

Обоснованность базового сценария социально-экономического развития, выбранного правительством на 2014–2016 гг., вызвала у Счетной палаты сомнения. Прогноз слишком оптимистичен, для того чтобы на его основе верстать бюджет, заявил первый зампред Счетной палаты Валерий Горегляд.

Сценарные варианты макропрогноза были рассмотрены правительством 16 мая. Параметры прогноза ложатся в основу трехлетнего бюджета, на проект которого Счетная палата дает заключение, поэтому аудиторы всегда дают оценку и прогнозу. Он предполагает в том числе ускорение роста ВВП с 2,4% в 2013 г. до 3,7% в 2014 г. и 4,2% в 2016 г., инвестиций – с 4,6 до 6,6 и 7,6% соответственно. В Минэкономразвития считают, что рост помогут ускорить инвестиции: в 2014–2016 гг. они обеспечат около 40% роста ВВП.

Счетной палате непонятно, откуда такое ускорение, ведь одновременно Минэкономразвития ожидает сокращения инвестпрограмм компаний нефтяной, энергетической, газовой, железнодорожной отраслей. Оптимизм правительства основан на ожиданиях улучшения инвестиционного климата, эффекта от выполнения планов модернизации и повышения конкурентоспособности экономики, а также от повышения эффективности бюджетных расходов, однако из прогноза неясна причина такого оптимизма, приводит слова Горегляда пресс-служба. Многие госпрограммы если и выполняются, то лишь в номинальном соответствии с утвержденным планом, а реальные результаты часто далеки от задуманных, отметил Горегляд. Например, план программы развития конкуренции реализован на 88%, но ситуация с конкуренцией не улучшилась, отметил Горегляд: «Если даже в сферах, где уже приняты и выполняются конкретные программы, трудно добиться положительных сдвигов, то как можно закладывать в прогноз позитивные перемены без предложений по обеспечению соответствующих сценарных условий?» Даже в стрессовом сценарии (с ценой нефти $80/барр.) Минэкономразвития прогнозирует не спад, а рост ВВП (на 1% в 2014 г.), т. е. у правительства нет сценария и, соответственно, плана действий на случай рецессии, заключает Горегляд.

Министерство делает ставку на улучшение инвестклимата, при том что статистика говорит об усилении оттока капитала, продолжает он: «Базовый вариант прогноза предполагает снижение оттока капитала частного сектора до нуля уже в 2014 г. Здесь оптимизм правительства граничит с научной фантастикой». Одним из условий ускорения роста ВВП министр экономического развития Андрей Белоусов называл реализацию крупных инфраструктурных проектов за счет в том числе средств нефтяных фондов. «Наивно полагать, что недореформированная институциональная среда позволит эффективно использовать государственные ресурсы для достижения устойчивого и долгосрочного экономического роста», – считает Горегляд.

В прогнозе есть консервативный сценарий, когда никаких изменений не происходит, и в нем темпы роста экономики ниже, а сценарий позитивных изменений базируется на основных направлениях деятельности правительства, т. е. на том, что правительство декларировало и за что должно ответить, напоминает замминистра экономического развития Андрей Клепач: «Тогда претензии [должны быть] не в один адрес». Базовый сценарий прогноза исходит из того, что обязательства будут выполнены. «Может, [Счетная палата] не верит в Россию, а мы верим», – парирует Клепач. Но есть расчеты, что будет при шоковом снижении цен на нефть до $60/барр., напомнил он, просто ведомство считает такой вариант маловероятным.

«Бюджет не может строиться на завышенных ожиданиях роста», – поддержал аудиторов главный экономист HSBC Александр Морозов. Учитывая плохую демографическую ситуацию и плавное снижение цен на нефть, правительству следовало бы закладываться на замедление темпов роста в течение нескольких лет. А чтобы начался приток капитала, нужен «институциональный переворот», указал он, за 3–4 года добиться этого невозможно.

Федеральный бюджет из-за ухудшения экономической ситуации в 2013 г. недосчитается 0,5 трлн руб. доходов, в 2014–2015 гг. – 1,6 трлн руб., приводил оценки Минфин. Нехватка будет покрыта за счет нефтегазовых фондов (планировавшееся ранее их пополнение фактически приостановлено) и перераспределением средств внутри бюджета. Премьер Дмитрий Медведев назвал трехлетний бюджет «сложным» и «предкризисным». Ведомства играют с Минфином в игру «дадите деньги – выполним указы президента», сетует замдиректора департамента Минфина Андрей Блохин (его цитирует «Финмаркет»). Ситуация с региональными бюджетами тоже сложная: в I квартале поступления налога на прибыль – один из основных доходных источников регионов – сократились на 6%, для выполнения социальных обещаний президента регионы наращивают долю социальных расходов за счет сокращения капитальных затрат и увеличения дефицита.

Президент Владимир Путин уже указал кабинету министров на недопустимость формального подхода к реализации принятых программ, покритиковав за «игру в статистику и отчетность» и заявив, что результат будет измеряться не по проценту исполнения поручений, а по изменению качества жизни людей. Но механизма такого мониторинга нет, при формальном же подходе – так, как отчитывается правительство, – об измерении реального результата не может идти речи, цитирует «Финмаркет» замруководителя аналитического центра при правительстве Глеба Покатовича. Президент велел министрам подготовить план достижения социально значимых показателей в течение месяца, напоминает он: «Ясно, что серьезный плановый документ создать за месяц нельзя».