Интервью - Андрей Теребенин, вице-президент АФК «Система»

Андрей Теребенин рассказал о том, почему и как АФК «Система» перешла от разовых благотворительных акций к долгосрочным социальным инвестициям
Андрей Теребенин/ А.Астахова/ Ведомости

АФК «Система» по итогам рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности», который делают «Ведомости», «Форум доноров» и PwC, в 2012 г. заняла первое место. Корпорация ведет несколько программ помощи незащищенным слоям населения: поддерживает детские дома, инвалидов, многодетные семьи, больных редкими тяжелыми болезнями. Но своей визитной карточкой в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) она выбрала проект, направленный на здоровых, активных, молодых людей. «Лифт в будущее» – масштабная образовательная программа по поиску, поддержке и развитию перспективной молодежи, рассказывает вице-президент АФК «Система» Андрей Теребенин.

1999

партнер коммуникационного агентства «Треугольник Porter Novelli»

2003

гендиректор и партнер коммуникационного холдинга «Р.И.М. Porter Novelli»

2006

вице-президент по корпоративным коммуникациям МТС

2011

вице-президент – член правления АФК «Система»

Тематика программы совпадает с приоритетами других участников рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности»: в 2011 г. 88% участников активно действовали в сфере образования и просвещения, а помощь незащищенным слоям и работа в регионах присутствия оказались на втором месте – по 73% участников (данные за 2012 г. будут подведены в рэнкинге в ноябре этого года).

Во всем мире компании также любят поддерживать образование. Миллиардер и филантроп Николас Берггрюен говорит, что верит в чистую благотворительность, но куда эффективнее жизнь людей и целых стран изменяют проекты по повышению уровня образования, развитию экономики, улучшению госуправления. Благодаря этому Китай за последние 30 лет вывел из-за черты бедности более 300 млн человек – такого вряд ли добьешься чистой благотворительностью, приводит пример Берггрюен.

Проект «Лифт в будущее» – одна из немногих программ, которую эксперты часто приводят как пример системных социальных инвестиций, ставших частью бизнес-стратегии компании. В исследовании корпоративной благотворительности в этом году (см. врез на стр. B 1) АФК «Система» не будет номинироваться – ее представитель Андрей Теребенин вошел в жюри. В разговоре с «Ведомостями» он рассказал, какие критерии являются главными при оценке новых и существующих программ КСО, почему важно делать долгосрочные социальные инвестиции, и посетовал на нехватку в России идей для благотворительности.

– В этом году вы войдете в жюри рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности». Понятно, что частично оценка выставляется на основе статистики. Но другая ее часть – субъективное мнение членов жюри. На что будете обращать внимание вы?

– Мне хочется увидеть две вещи. Первое – чтобы идея не была искусственной, высосанной из пальца. Можно заниматься благотворительностью – просто чтобы ею заниматься. Но есть многочисленные фонды, основанные потому, что люди знакомы с проблемой не понаслышке. Например, Международный фонд им. Раисы Горбачевой. Это – личное. Человек видел трагедию своими глазами и сам умрет, но сделает все, чтобы у других она не повторилась. Другой пример: «Северсталь» занимается сохранением искусства северных народов. Они же видят своими глазами, что искусство это исчезает вместе со старшим поколением. Им жалко, что внуки уже ничего не увидят.

Второй критерий – вся структура программы должна быть заточена на игру вдолгую. В России все очень динамично развивается и деловые люди привыкли, что горизонт планирования – это максимум 3–4 года. Если коммерческий проект за это время не окупается, скорее всего, с ним и связываться не будут. Вот и в благотворительности: людям куда проще начать проект, через год его прикрыть и запустить другой. Сломать эту ментальность, доказать, что в этой сфере за несколько лет ничего толком не сделаешь, трудно. Перед теми, кому это удалось, снимаю шляпу. Я знаю, как это тяжело.

– Как АФК «Система» определяет для себя, какими благотворительными проектами заниматься?

– Мы не насаживаем благотворительность в компании, как Петр I – картошку. Мы ищем программы, которые сотрудники полюбили бы и стали в них участвовать. Тем более что у нас работает более 200 000 сотрудников – хватит, чтобы населить небольшой город. Компания всегда занималась благотворительностью, представлены почти все направления – и поддержка социально незащищенных слоев, и помощь культуре, и экологические проекты. Но если через несколько лет спросить, в чем заключается КСО АФК «Система», уверен, ее визитной карточкой все назовут проект по поддержке талантливой молодежи «Лифт в будущее».

– Как он появился?

– Когда мы принялись структурировать программы КСО, стало понятно, что раз компания у нас большая, то ей нужен и большой заглавный благотворительный проект. Стали смотреть, какие есть идеи и в АФК, и в «дочках». Когда я работал в МТС (с 2006 по 2011 г. – «Ведомости»), там была воплощена интересная задумка под названием «Телеком идея». Бум смартфонов только начинался, а нам начали присылать различные приложения для них. Среди них встречались очень интересные идеи. Стало интересно собрать их авторов и познакомиться с ними. Так и поступили.

Выяснилось, что это молодые люди, которые намерены заняться программированием всерьез и надолго. Тогда им выделили комнату в офисе МТС, договорились с нашими поставщиками, что те бесплатно предоставят оборудование (особого бюджета под эти цели у нас еще не было), и предоставили ребятам базу данных МТС по предпочтениям пользователей и трафику.

– Потом это переросло в конкурс?

– Да, потом был проведен первый конкурс «Телеком идея». Причем его задачей ставился не отбор лучших идей для МТС, а развитие творческого потенциала людей. Помню, в первое жюри никто не хотел входить. Считали это ерундой, барской прихотью. На третий конкурс, который прошел в этом году, от кандидатов в судьи отбоя не было, многим пришлось отказать: проект-то получился действительно интересным, всем хотелось познакомиться с молодыми талантами, посмотреть на их работы. Не было отбоя и от предложений компаний, желающих софинансировать программу.

Естественно, мы между собой обсуждали, что такое творческая молодежь, какие есть возможности для развития ее потенциала в России. Как раз в 2011 г., когда был первый конкурс, основатель Google Сергей Брин получил премию [Михаила] Горбачева. А ведь Брин родился в России, а потом уже его семья переехала в США. И мы задумались: до каких пор наше образование будет топить воздух – давать знания людям, чтобы потом самые лучшие из них уезжали жить и работать за рубеж? И решили попытаться создать все условия, чтобы человек одаренный, прежде всего по техническим специальностям, предпочел работать на родине. Так что во многом «Лифт в будущее» состоялся благодаря опыту «Телеком идеи». Но «Лифт» – проект АФК, а «Идея» – МТС. Оба проекта тесно сотрудничают, но это две разные программы двух разных компаний.

– Под родиной, где будет работать молодежь, вы подразумевали АФК «Система»?

– Наша задача не в том, чтобы участники программы нанялись в АФК «Система», а чтобы они остались работать в России. У нас настолько большая компания, что если это произойдет – она все равно выиграет. Мы создаем структуру, необходимую для запуска проекта, занимаемся его раскруткой. Но у нас есть огромное желание, чтобы «Лифт в будущее» сотрудничал как можно с большим количеством компаний.

Если посмотрите, с кем конкурируют российские работодатели за талантливых выпускников Физтеха, Бауманки и других вузов, то это будут такие гиганты, как Intel, Microsoft. Причем не их московские представительства, а штаб-квартиры в Санта-Кларе, Редмонде... Их соблазняют работой в Кремниевой долине, житьем в Санта-Барбаре. А как удержишь? Крепостного права в России нет, спасибо Александру II. Обязанности отработать несколько лет после вуза, как в СССР, – тоже. Единственный путь – конкурировать за молодежь интеллектуально, заинтересовывать ее в работе здесь. Это в интересах всех нас.

– Как АФК «Система» и ее «дочки» разделяют благотворительные проекты?

– Принцип прост. 1,5% нашей выручки «дочки» направляют на КСО. Из них 60% идет в благотворительный фонд АФК «Система», а 40% – на самостоятельные программы.

– И АФК «Система» совсем не вмешивается в то, куда пойдут эти 40%?

– Нет. Конечно, мы рады, если максимум направляется на поддержку талантливой молодежи. Но у каждой компании есть свои интересы. Например, у МТС сильная программа в Армении, где она восстанавливает школьные здания, разрушенные во время землетрясений и постперестроечных конфликтов. «Башнефть» строит сеть спортивных и реабилитационных сооружений в Башкирии, прежде всего в районах своей работы. И при этом ее специалисты ведут не то что нефтяную, но все энергетические группы «Лифта в будущее».

– Есть ли конкуренция между компаниями в благотворительной сфере? Например, за то, кто будет помогать тому или иному детскому дому, или же за перспективных студентов конкретного вуза?

– Никакой конкуренции: в сфере благотворительности в России еще непаханое поле. Дело даже не в том, что все еще мало интересных идей: когда «Лифт в будущее» стал делать первые проекты, чуть ли не на следующий день к нам стали приходить предложения софинансировать программу. Главное, чего многим недостает, – желания и возможностей реализовывать длинные проекты.

– Складывается впечатление, что АФК «Система» постепенно концентрируется только на «Лифте в будущее». Что лучше для компании – специализироваться на одном виде КСО или же пытаться помочь всем?

– Я уверен, что специализация – великое дело. Ресурсы лучше направлять в то русло, где наработана экспертиза. Как бы заманчиво ни выглядела со стороны попытка раздать всем сестрам по серьгам, на самом деле эффективности тут не добиться. Задача же – не потратить деньги, а улучшить жизнь людей. АФК «Система» будет в основном ассоциироваться с помощью талантливой молодежи. Но от других существующих проектов мы не намерены отказываться. Главное, чтобы они были долгосрочными и хорошо проработанными.

– Есть ли у «Лифта в будущее» KPI?

– Это сложный вопрос. На самом деле KPI – это количество осчастливленных людей. Что является конечным результатом проекта? Найти толкового молодого человека, правильно сориентировать его или ее профессиональный выбор, помочь реализовать собственный потенциал, причем непременно в России. Но как вычислить критерии эффективности для этого процесса? Этот вопрос я хочу задать коллегам из других компаний на конференции «Ведомостей» по КСО. А пока что мы судим об успехе проекта по тому, сколько людей вовлечено, сколько мероприятий проведено... Правда, пока что идет становление программы. Только покажется, что уже запущено и работает, – и тут же возникает необходимость добавить еще элемент-другой, подкорректировать существующую структуру... Словом, налаживание таких проектов похоже на ремонт: его нельзя закончить – только остановить.

«Лифт в будущее» должен окончательно определить свой формат, установить рамки и запуститься на полную мощь в конце 2013 г. В идеале подобные проекты должны становиться саморегулируемыми организациями, живым механизмом, который достаточно спонсировать, но не управлять им.