Неистребимый дефицит

Правительство Татарстана надеется на ежегодный 5%-ный рост налоговых и неналоговых доходов республики через четыре года. Но дефицит бюджета все равно увеличится

Минфин Татарстана разработал целевую программу «Управление государственными финансами» (проект есть у «Ведомостей»), рассчитанную на три года. Правительство должно было принять ее до 1 июня, следует из прошлогоднего постановления кабинета министров, но, по словам чиновника минфина, документ пока не подписан – затянулась процедура согласования. Сейчас документ на антикоррупционной экспертизе, говорит он. На выполнение программы отведено 17,7 млрд руб. бюджетных денег, указано в проекте.

После окончания программы в 2017 г. налоговые и неналоговые поступления в республиканскую казну должны начать расти на 5% в год, в денежном выражении к этому сроку они должны составить 131,3 млрд руб. (в консолидированный бюджет – 170,4 млрд руб.). Прогнозируемый объем доходов бюджета в этом году – 126,4 млрд руб. (см. врез).

Впрочем, дефицит бюджета увеличится, прогнозируют разработчики. По окончании программы он не должен превысить 3,3%, хотя по итогам 2012 г. составил 2,9%. Потолок госдолга в 2017 г. не должен превышать 65,7% от суммарного годового дохода бюджета, следует из программы. Сейчас долг Татарстана составляет 85,2 млрд руб.

Оптимизировать управление госдолгом минфин хочет за счет «взвешенной долговой политики» и выполнения условий реструктуризации уже взятых займов. В программе указан не исчерпывающий перечень мероприятий, основные пункты можно дробить на более мелкие, говорит сотрудник минфина. По его словам, взвешенная долговая политика – это ограничение потолка госдолга и мораторий на иностранные займы. Предел долга, установленный программой, ему неизвестен.

Связаться с замминистра финансов РТ Алексеем Шишкиным, который курирует программу, вчера не удалось.

В прошлом году Госдума реструктурировала задолженность Татарстана на 66,9 млрд руб., выделенных на подготовку к Универсиаде. Республика, со своей стороны, приняла план оздоровления финансов, предполагающий сокращение расходов госсектора, устранение дублирующих функций ведомств и министерств и т. д.

Достичь после 2016 г. 5%-ного роста налоговых и неналоговых поступлений возможно, даже если фактические доходы не вырастут, – за счет инфляции, считает директор Центра перспективных экономических исследований (ЦПЭИ), экс-министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин. «Рост возможен либо при хороших ценах на нефть в ближайшие пять лет, либо за счет изменения структуры внешней торговли – наращивания химической отрасли и увеличения экспорта переработанной нефти», – рассуждает замдиректора ЦПЭИ Михаил Савеличев.

Рост поступлений на 5% невозможен, поскольку с увеличением налоговой нагрузки доходы уходят в тень, рассуждает директор компании «Позитив консалтинг» Ирек Галямов. Нагрузка на малый бизнес увеличилась, напоминает он, а крупный бизнес Татарстана зависим от цен на нефть, которые вряд ли значительно вырастут.