Лига плюща для всех

Бесплатные онлайн-курсы есть уже почти во всех крупных университетах США. Они открывают доступ к лучшим лекциям из любой точки мира, но традиционное образование вряд ли заменят
Онлайн-курсы можно проходить где угодно и когда угодно – в этом секрет роста их популярности/ M. Dudarev/ Fotolia / PhotoXPress

Кризис заставил многих потенциальных студентов в США задуматься, по карману ли им традиционное высшее образование. За последние 10 лет средняя стоимость годовой программы в университетах США выросла с $12 304 до $17 860. Вместе с платой за обучение растет долг, который приходится выплачивать по окончании университета. По оценке Федерального резервного банка Нью-Йорка, в 2012 г. объем студенческого долга в США увеличился на 11% до $966 млрд. С 2008 г. он вырос на 51%. Но если в 2012 г. у 26% заемщиков моложе 30 лет просрочка составляла более 90 дней (в 2004 г. – у 21%), то в 2012 г. – у 35%.

Лучшие бесплатные онлайн-ресурсы

1. UMass Boston Open Courseware 2. Khan Academy 3. MIT Open Courseware 4. Free-Ed 5. Learning Space: The Open University 6. Carnegie Mellon Open Learning Initiative 7. Tufts Open Courseware 8. Stanford on iTunes U 9. Utah State Open Courseware 10. Kutztown On-Demand Online Learning 11. USQ Australia Open Courseware 12. University of California Irvine Courseware 13. EdX 14. Coursera 15. Udemy 16. Connections Academy 17. K-12 18. GED for Free 19. Free World U 20. CosmoLearning Источник: InformED

Курс на снижение цен

Альтернативы традиционному очному образованию все разнообразнее, а главное – дешевле.

Два года назад Тим Кук учредил в Питсбурге лабораторию высшего образования – школу Saxifrage. Один курс в ней стоит всего $395. Правда, занятия проходят в местных кофейнях и бойлерной заброшенного бассейна, а администрация, состоящая из двух человек, размещается в церковном подвале. В Saxifrage преподаются всего четыре курса: графический дизайн, органическое овощеводство, компьютерное программирование и деревообработка и дизайн. Правда, аккредитации у школы нет и степени присваивать она не может. Пока у нее 60 студентов, которые совмещают учебу с работой. Кук получил гранты на сумму $100 000 от местных фондов и ежеквартально получает от студентов $20 000, половина из которых идет на оплату преподавателей. Через несколько лет, он надеется, число студентов в Saxifrage увеличится до 500 человек – и он сможет поднять оплату до $6500.

Амира Уэллер, 25-летняя выпускница Питсбургского института искусств, изучает в Saxifrage деревообработку и дизайн. После первого образования у нее осталось $50 000 долга. «У меня огромный долг, и я ничему не научилась, что могла бы использовать, – говорит она. – А здесь я учусь что-то делать, я плачу $350 за курс, и неважно, что степени здесь не получить, зато у меня будет навык, который я смогу применить».

Открыты для всех

В последние годы стремительно развиваются массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, massive open online course). Ценность подобных проектов давно поняли все ведущие университеты США. У компании Coursera, предлагающей более 370 курсов, которые ведут преподаватели 70 университетов, уже 3,7 млн студентов.

Анант Агарваль, ранее возглавлявший лабораторию искусственного интеллекта MIT, теперь занимает должность президента EdX – некоммерческих курсов MOOC, которые создаются совместно Массачусетским технологическим институтом (MIT) и Гарвардским университетом. Агарваль рассказал The New York Times, что с мая 2012 г. по январь 2013 г. на первый курс, который предлагает MIT, записалось 155 000 студентов со всего мира. «Это больше, чем общее число выпускников MIT за всю его 150-летнюю историю», – отмечает Агарваль.

«Несколько месяцев назад виртуальное пространство Принстонского университета заполнили 40 000 студентов из 113 стран, которые приготовились слушать бесплатный вводный онлайн-курс по социологии», – рассказывает принстонский профессор социологии Митч Дюнайер. «Когда я читаю эту лекцию в аудитории Принстона, обычно получаю несколько умных вопросов. Но в этом случае через несколько часов после публикации онлайн-версии на форуме появилось несколько сотен вопросов и комментариев. Спустя несколько дней – тысячи <...> В течение трех недель я получил больший отклик на мои идеи по социологии, чем за всю свою преподавательскую карьеру», – говорит Дюнайер.

Подходят всем

Онлайн-курсы открывают доступ к высшему образованию тем, кому традиционные варианты не подходят, например инвалидам. Сооснователь Coursera Дафна Коллер рассказывает о 17-летнем аутисте Дэниэле, который общается с внешним миром только при помощи компьютера. Он записался на онлайн-курсы современной поэзии Университета Пенсильвании (Penn). «Это мой первый курс [высшего образования], и теперь я знаю, что могу получать отдачу от трудной работы, и мне нравится жить в синхронном ритме с остальным миром», – написал он Коллер.

Онлайн-курсы популярны и среди бывших военных. Для военных, которым приходится перемещаться с базы на базу, они также удобны. Онлайн-программы позволяют учиться в любое время дня и ночи. «Гибкость расписания огромна», – говорит ветеран первой войны в Заливе Раймонд Ли. По старой привычке он до сих пор встает в три часа утра. Но это не мешает ему осваивать онлайн-программу МВА Kaplan University.

Онлайн-курсы: за и против

Для тех, кто не готов платить за традиционное образование, преимущества онлайн-курсов неоспоримы. Они бесплатны, и к тому же студенту не надо тратить деньги на общежитие и дорогу. Заниматься можно, находясь в любой точке мира и в удобном темпе. Можно выбрать только нужные дисциплины, при этом имея доступ к онлайн-ресурсам по всему миру. Можно работать и учиться одновременно. У виртуальных студентов больше возможностей для общения с большим количеством студентов из разных стран, и благодаря этому они могут приобрести хорошие письменные навыки, освоить этикет общения по электронной почте и повысить компьютерную грамотность.

Если же выбор есть, для многих потенциальных студентов онлайн-курсы кажутся неполноценной альтернативой традиционному образованию. У виртуальных студентов меньше возможностей для личного общения – как со студентами, так и с преподавателями – и практически отсутствуют возможности для внеклассного общения. У них ограничен доступ к традиционным университетским ресурсам. Студентам онлайн-курсов приходится инвестировать в техническое оснащение – мощный компьютер, программное обеспечение, высокоскоростной интернет. Считается, что программа онлайн-курсов менее насыщенная, чем при очном обучении, объективно оценить качество знаний студентов трудно, поэтому работодатели не принимают всерьез сертификаты дистанционного образования.

Впрочем, скоро онлайн-курсы перестанут восприниматься как альтернатива традиционному очному обучению и займут свое место в структуре высшего образования. По мнению президента MIT Рафаэля Рифа, получение степени по-прежнему будет предполагать очное обучение в университете, а онлайн-курсы будут давать возможность получить сертификат, свидетельствующий о том, что студент изучил материал и успешно сдал экзамены. Правда, предстоит еще усовершенствовать методы проверок, которые дадут гарантию, что студент как следует изучил предмет и не списал экзаменационные работы, говорит Риф.

Онлайн-курсы позволят составлять собственную программу, собирая лекции лучших профессоров со всего мира: программирование из Стэнфорда, предпринимательство из Уортона, этику из Университета Брандейса, литературу из Эдинбурга. «Перед нами разворачивается новый мир, – говорит Риф, – и всем придется к этому приспосабливаться».