Как в Париже, но без дорог

Russ Outdoor откроет в Казани 12 автоматизированных станций велопроката, рассчитывая взамен получить право размещать рекламу на уличной мебели

Крупнейший российский оператор наружной рекламы Russ Outdoor организует в Казани автоматизированные пункты проката велосипедов, рассказал «Ведомостям» сотрудник префектуры «Старый город». Планируется открыть 12 пунктов в центре города и сдавать в аренду 260 велосипедов, сказано на сайте городской программы проката велосипедов veli-k.ru. Пока установлен и готов к открытию один – у парка «Черное озеро», на остальных идут монтажные работы. Казань – пилотный проект Russ Outdoor, компания планирует делать велопарковки и в других городах страны, говорит ее представитель.

Russ Outdoor использует технологию, которую применяет в Париже и других городах Европы один из ее акционеров (с этого года владеет 25% акций) – оператор наружной рекламы JCDecaux, передал «Ведомостям» управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев. По его словам, JCDecaux оборудует велопарковки и в обмен получает от парижской мэрии рекламные концессии, за счет чего и окупается проект. В России может быть использована модель, предусматривающая размещение рекламы на уличной мебели, считает Ткачев.

JCDecaux развивает проект CycloCity в 25 городах Западной Европы и японском городе Тояма. Самая известная часть сети – система Velib в Париже. Право стать оператором этого проекта JCDecaux выиграла в 2007 г. на тендере и создала сеть из 1800 велопарковок и более 20 000 велосипедов, вложив в проект около 100 млн евро. Взамен мэрия Парижа передала JCDecaux в бесплатное пользование на 10 лет 1628 рекламных мест, часть которых компания должна выделять под социальную рекламу.

Russ Outdoor будет пытаться закрепиться в сегменте уличной мебели, потому что в Европе это работает, считает Андрей Березкин, директор «Эспар-аналитики». Эксперт отмечает большой спрос на уличные рекламоносители при дефиците рекламного инвентаря: щитов, брандмауэров, пилонов и т. д. становится меньше. «Это привлекательный инструмент для рекламодателей», – резюмирует он.

Рынок наружной рекламы в Казани – один из самых развитых, он успешно прошел через процедуру торгов, появление здесь запроса на подобный проект абсолютно целесообразно, считает Ткачев. По итогам прошлогодних торгов Russ Outdoor стала лидером по количеству рекламных мест в городе: компании принадлежит почти половина из 1000 рекламных мест.

При этом Ткачев признает, что компании вряд ли удастся сейчас заработать на небольшом проекте в Казани: такие проекты начнут приносить прибыль, становясь более масштабными.

JCDecaux не раскрывает свой доход от рекламных концессий, полученный в обмен на велопарковки. Но, например, в Париже проект финансово невыгоден из-за частых краж и повреждений велосипедов, рассказывали ранее представители JCDecaux. Velib использует антивандальные велосипеды Mercier стоимостью 2400 евро каждый. Но хулиганов это не останавливает, и ежегодно из строя выходят тысячи велосипедов. В 2009 г. проект был на грани закрытия, оператор просил помощи у администрации Парижа, которая согласилась выплачивать JCDecaux 400 евро за каждый поврежденный или украденный велосипед.