Лорен Пауэл-Джобс: Персона - Лорен Пауэл-Джобс, президент Emmerson Collective

Лорен Пауэл-Джобс пробовала себя в бизнесе, но главным ее счастьем стала семья – любимые муж и трое детей. После смерти мужа Лоурен начала публичную карьеру, бросив все силы на поддержку одного из самых спорных на сегодня дел в США – иммиграционной реформы. Делает она это, пользуясь тактическими приемами покойного мужа
Лорен Пауэл-Джобс, основатель и президент Emmerson Collective/ Patrick T. Fallon/ Bloomberg

Сколько «стоит» семья Джобс

В марте 2013 г. состояние Лорен Пауэл-Джобс и ее семьи оценивалось журналом Forbes в $10,7 млрд. Трастовой компании Laurene Powell Jobs Trust принадлежит 0,59% акций Apple и 7,27% акций Walt Disney. Семья основателя Apple остается крупнейшим акционером Disney с 2006 г., когда кинокомпания приобрела у Стивена Джобса студию Pixar.

Лорен Пауэл-Джобс занимает 98-е место в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes. В этом году журнал поставил ее на 39-е место в рейтинге 100 самых влиятельных женщин мира. Свое влияние она использует для достижения давней цели – расширения так называемого Dream Act («закон мечты». см. врез), который должен дать американское гражданство детям нелегальных иммигрантов. По ее словам, она также хочет, чтобы конгресс США провел «иммиграционную реформу здравого смысла» для 11 млн мигрантов без документов. Она заказывает социологические исследования, занимается лоббированием в конгрессе, убеждает Барака Обаму принять меры и профинансировать выдачу документов молодым нелегалам.

И еще она отказалась от многолетней традиции действовать за кулисами. Она редко дает интервью. В одном из них, данном The Wall Street Journal, она призналась: «Я не знала, будет ли публичность эффективной». Но и сейчас она не торопится пускать журналистов в свою жизнь – в интервью она говорила только о волнующих ее проблемах иммиграции.

Под градом критики

Несколько лет назад Пауэл-Джобс занималась реформой образования, но была известна главным образом благодаря статусу жены человека, который создал iPhone. Теперь же 49-летняя вдова Джобса вошла в число наиболее заметных политических агитаторов Кремниевой долины. «Ее характеризует внимание только к необходимому и страсть к изменению системы», – говорит друг семьи Джобс, инвестирующий в стартапы, Рон Конвэй. – Не думаю, что она хочет обязательно быть все время в Вашингтоне. По-моему, она это делает только по необходимости». Он считает ее «катализатором, а не лоббистом».

Со своим многомиллиардным состоянием, в которое входят крупные пакеты акций Walt Disney и Apple, Пауэл-Джобс была щедрым спонсором демократической партии. Она также дружит с Биллом и Хиллари Клинтон – те гостили в калифорнийском поместье Джобсов «Вудсайд», когда их дочь Челси училась в расположенном неподалеку Стэнфордском университете. Остались у нее дружеские отношения и с генеральным директором Apple Тимом Куком.

Вдова Джобса привнесла в свою иммиграционную кампанию другие элементы его расчетливого подхода: она контролирует свои публичные заявления, диктуя условия, на которых будет выступать, и осторожно выбирает места выступлений. Один из присутствовавших на собрании спонсоров Обамы в Сан-Франциско – а там были только те, кто пожертвовал более $30 000, – вспоминает, что комментарии Пауэл-Джобс по иммиграционным проблемам на круглом столе вызвали «сосредоточенное внимание всего зала».

Активизм вдовы Джобса подвергается критике со стороны оппонентов иммиграционной реформы – они говорят, что Пауэл-Джобс и другие богачи сделали из этой темы модный тренд. «Иммиграция вошла в моду, и это ее любимый вопрос», – утверждает Дэн Штайн, президент Федерации за американскую иммиграционную реформу, организации, которая проводит кампании против легализации незаконных иммигрантов.

Жажда перемен

Лорен Пауэл-Джобс, которую дома и в кругу друзей зовут просто Ло, выросла в Нью-Джерси, в семье летчика морской авиации и учительницы. Она училась в Стэнфордской высшей школе бизнеса, где познакомилась со Стивом Джобсом. Они поженились в 1991 г., у них трое детей.

В то время у нее была склонность к предпринимательству. В начале 1990-х она запустила маленький бизнес в области здорового питания, который поставлял сэндвичи в профильные магазины. И нашла несколько преданных клиентов: сотрудников компьютерной компании NeXT, которую Джобс учредил, когда его выгнали из Apple.

В 1995 г. Пауэл-Джобс занялась репетиторством для малообеспеченных студентов. А три года спустя она перенаправила свое увлечение образованием на программу College Track, которую учредила, чтобы помочь малообеспеченным выпускникам школ с поступлением в вуз. College Track включает в себя подготовительные курсы, обучение сверх школьной программы и уроки лидерства.

Благодаря этой программе Пауэл-Джобс познакомилась со студентами, которые не могли претендовать на финансовую помощь от вузов – они попали в США нелегально еще будучи детьми. Среди них была Нора Разон, которая занималась английским на подготовительных курсах в первом центре College Track в Восточном Пало-Альто, открывшемся в 1999 г. Пропустив занятия, на которых обучали подаче заявок в вузы, Разон не выдержала и призналась директору центра, что живет без документов.

College Track помог Разон, которая к настоящему времени уже легализовалась в США, получить частные стипендии и пожертвования, позволившие ей поступить в Государственный университет Сан-Франциско и платить за съемную квартиру и учебники.

Но после выпуска из университетов студенты-нелегалы не могли работать по специальности из-за своего статуса. «Год за годом мы наблюдали, как теряем потенциал», – вспоминает Пауэл-Джобс. В конце концов College Track учредил фонд стипeндий для студентов без документов.

В 2006 г. основательница программы вернулась к инициативе студентов College Track по сбору подписей за повторное рассмотрение Dream Act – федерального закона, который позволил бы обрести американское гражданство примерно 2 млн молодых людей. «Мы правда думали, что можем вызвать какие-то перемены», – рассказывает она. Но в 2010 г. Dream Act снова не был принят.

Лорен на некоторое время отошла от дел. В начале 2011 г. ее муж после долгого сражения с раком поджелудочной железы взял свой второй отпуск по медицинским показаниям. А 5 октября 2011 г. его не стало.

Без Стива, но его методами

Через некоторое время Лорен вернулась к работе и обществу. Она участвовала в днях открытых дверей Y-Combinator – инвесткомпании, работающей со стартапами на ранних стадиях. И вложила деньги в образовательную компанию Clever, рассказывают люди, знакомые с ситуацией. Через собственную филантропическую компанию Emerson Collective Пауэл-Джобс также инвестировала в маленькие стартапы, в том числе те, которые развивают образовательные технологии.

Свои силы она вкладывает в решение проблем с иммиграцией. Расстроившись из-за провалившейся попытки провести Dream Act, Пауэл-Джобс наняла республиканца и специалиста по соцопросам Франка Лунца, чтобы через фокус-группы измерять отношение избирателей к пересмотру иммиграционного законодательства. Результаты показали серьезную поддержку, и вдову Джобса убедили поделиться ими с Вашингтоном.

Ее исключительная энергия помогла ей на встречах с потенциальными союзниками, а встреч с оппонентами она избегала. Лидеру сенатского большинства, невадцу Гарри Рейду, она заявила, что у президента Обамы есть полномочия действовать без участия конгресса, чтобы прекратить депортацию молодых нелегалов, позволив им работать.

«Она хорошо подготовилась», – говорит один из присутствовавших на той встрече. В июне 2012 г. Обама объявил об иммиграционной политике, предусматривавшей именно это.

Но Пауэл-Джобс все-таки хотела кардинального решения проблемы для иммигрантов, живущих в США нелегально. Поэтому она обратилась к СМИ, чтобы сформировать общественное мнение, – в точности как это делал ее муж. В сентябре прошлого года Дэвис Гугенхайм, режиссер и продюсер, согласился снять документальный фильм на эту тему. «Она считает кино формой влияния: как мы можем убедить людей, чтобы провести изменения в законодательстве», – говорит он. Пауэл-Джобс настаивала на том, чтобы завершить этот проект за несколько месяцев, чтобы его выход совпал с национальной дискуссией по вопросу об иммиграционном законе.

Ради блага других

В том же сентябре прошлого года она использовала свое влияние в Кремниевой долине на то, чтобы устроить встречу бывшего президента Клинтона с молодыми основателями компаний. Иммиграция была первоочередной темой. По словам присутствовавших, за обедом в Village Pub в «Вудсайде» предприниматели, включая основателя Dropbox Дрю Хаустона и создателя онлайн-курсов Udacity Себастьяна Трана, рассказали бывшему президенту о вызовах, с которыми они сталкиваются, в частности о проблемах с получением виз для сотрудников.

В начале этого года Пауэл-Джобс запустила новую кампанию на сайте TheDreamIsNow.org, на который молодые иммигранты загружают свои видеоролики. Кроме того, она использовала свои связи, чтобы сценарий фильма Гугенхайма попал в Гостевой центр Капитолия, и распространила его копии среди своих влиятельных друзей.

Пауэл-Джобс продолжает и закулисную работу, встречаясь, к примеру, с республиканскими сенаторами Марко Рубио и Джоном Маккейном, которые входили в двухпартийную рабочую группу «закона мечты», или с калифорнийским сенатором Кевином Маккарти, партийным организатором сенатского большинства, – это третий по влиятельности человек в главенствующей партии, который следит за партийной дисциплиной. «Мы намеренно работаем с республиканцами и демократами», – говорит она.

Сейчас она продолжает пристально следить за тем, как развиваются события вокруг иммиграционного закона в Вашингтоне, и отслеживает поправки, которые могут его ослабить. Фильм, снятый по ее заказу, демонстрируется в институтских общежитиях, несколько церквей также выразили желание устроить его показы. Кроме того, Пауэл-Джобс планирует новую поездку в Вашингтон. Хотя программа College Track затрагивает уже шесть городов по всей стране и в ней участвует более 1200 студентов, вдова Джобса продолжает консультировать студентов. Например, Ицци Гутьерез – ее отец-нелегал, строительный рабочий, был депортирован в Мексику.

Гутьерез говорит, что именно вдова Джобса сподвигла ее на то, чтобы поступить в Стэнфорд. Когда девушку туда приняли, Пауэл-Джобс приняла приглашение отобедать дома у Гутьерезов – в тесном коттедже с двумя спальнями, где праздничное меню состояло из испанского риса с тилапией и отварных овощей.

«Я в контакте со многими своими бывшими подопечными, – говорит Пауэл-Джобс. – Я буду продолжать работать ради них».