«Роснано» ищет магазины для будущего

После эксперимента «магазин будущего» с X5 Retail Group «Роснано» нашла другого партнера для этого проекта – сеть «Лама» в Томске

Группа компаний «Лама» выбрала земельный участок в Томске под строительство «магазина будущего», сообщила пресс-служба администрации города. Супермаркет площадью до 2500 кв. м откроется в конце 2014 – начале 2015 г. в партнерстве с госкомпанией «Роснано», которая курирует федеральный проект по созданию инновационного ритейла «Магазин будущего», сообщила «Роснано». Менеджер по связям с общественностью «Ламы» Татьяна Сорокопуд отказалась от комментариев, пообещав раскрыть планы компании в июле.

Цель проекта, в разработке которого участвовал Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП): упростить применение инновационных решений, материалов и технологий в сфере розничной торговли. Например, энергопотребление в «магазине будущего» должно быть снижено до 60–65% за счет использования новых разработок в теплоизоляции, рециркуляции тепла и применения интеллектуальных систем управления, объяснила пресс-служба «Роснано». Внутренние процессы в «магазине будущего» тоже должны быть инновационными. Движение товара от производителя на склад, со склада в торговый зал к потребителю и позднее – до кассы будет отслеживаться с помощью технологии бесконтактных радиочастотных меток RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация). Это дает возможность оперативно отслеживать движение продукции от производителя на склад, контролировать сроки годности, моментально получать информацию о количестве и ассортименте на полках. RFID-маркировка позволяет сканировать информацию о покупках непосредственно в корзинах покупателей cчитывателями RFID, которые мгновенно формируют электронный cчет.

Первый экспериментальный «магазин будущего» «Роснано» открыла в декабре 2012 г. вместе X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в супермаркете на базе внутреннего корпоративного магазина московского офиса X5 (только для сотрудников компании). Спустя пять месяцев магазин закрылся. В проекте X5 выступала проектным партнером, «Роснано» – финансовым, а техническим – производитель микроэлектроники и интегратор «Ситроникс». Упор в «Пепяке» (так назывался магазин) был сделан на самообслуживание покупателей, а федеральный проект должен показать весь спектр инновационных технологий, которые можно применять в ритейле, сказал «Ведомостям» директор по развитию «Магазина будущего» Владимир Комолов. Сейчас, по его словам, создатели проекта ведут переговоры с ритейлерами, в том числе и с X5, о продолжении проекта на базе действующего супермаркета, доступ в который был бы открыт для всех покупателей. Получить комментарии в X5 вчера вечером не удалось.

Аналогичные томскому проекты продуктовых «магазинов будущего» должны появиться в Казани и Москве, сообщили в «Роснано». Правда, в этих проектах госкомпания не будет участвовать деньгами. Она координирует инвесторов, предоставляет им технологическую экспертизу проектов и вносит необходимые изменения в нормативно-правовую базу, «которая может препятствовать использованию инновационных решений и технологий», сообщила пресс-служба «Роснано».

Планируется, что в Казани пилотный гипермаркет будущего площадью до 6000 кв. м в конце 2014 г. откроет компания «Эссен» (соусы «Махеевъ», сеть гипермаркетов «Эссен»). В качестве основного партнера для создания московского магазина «Роснано» рассматривает сеть супермаркетов Billa, принадлежащую REWE Group, сообщила пресс-служба «Роснано». Директор информационно-аналитического центра «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает инвестиции в строительство такого супермаркета в $8–10 млн.

RFID-решения в ритейле позволяют значительно оптимизировать логистику торговых предприятий и в целом повысить эффективность бизнес-процессов, уверен аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Одним из ключевых факторов, препятствующих более динамичному распространению технологии, остается все еще сравнительно высокая стоимость внедрения RFID и формирующийся на этом фоне дефицит соответствующей инфраструктуры, знает Клягин.