Нет инвесторов – нет денег на Тамань

Минрегионразвития не согласно вкладывать средства бюджета в развитие порта Тамань, пока нет гарантий частных инвесторов

Минрегионразвития считает выделение 76 млрд руб. средств бюджета на проект строительства сухогрузного района порта Тамань «нецелевым использованием бюджетных средств», пока не будет твердых соглашений с инвесторами, следует из письма министра Николая Слюняева министру транспорта Максиму Соколову от 29 мая (его копия есть у «Ведомостей»). После согласования ведомствами проект Минтранса должен был поступить в Главгосэкспертизу. Представители Минрегионразвития и Минтранса от комментариев отказались.

Минтранс пытается согласовать проект строительства с 2012 г., планировалось, что уже этой весной будут выбраны инвесторы. Проект предусматривает два этапа: строительство причалов, берегозащитных сооружений, автомобильной и железной дорог за счет государства (76 млрд руб.); строительство терминалов за счет инвесторов (151,9 млрд руб.). Пока идут согласования, ФГУП «Росморпорт» (собственник государственной инфраструктуры в порту) пересчитало стоимость государственной части проекта: с учетом расширения мощности порта Тамань смета выросла до 115,5 млрд руб., говорится в материалах структуры. Разницу в 39,5 млрд руб. должны компенсировать частные инвесторы – через участие в концессиях, следует из материалов «Росморпорта». За счет строительства новых терминалов Минтранс рассчитывает увеличить грузооборот Тамани до 93 млн т в год.

Управляет проектом созданная в 2012 г. «РМП Тамань» (75% – у «Росморпорта», 25% – у администрации Краснодарского края). Она и должна была выбрать инвесторов.

Но они не торопятся. Соглашение об участии в проекте развития Тамани в 2011 г. подписывали Global Ports (контейнерный терминал), «Еврохим» (терминал для перевалки удобрений), UCL Port (терминалы по перевалке угля, металлов и контейнеров), ОЗК, «Металлоинвест» и СУЭК. Но через год заявку на участие в проекте в Минтранс подал только «Базовый элемент». А некоторые начали отказываться от участия в проекте по развитию Тамани: ОЗК предпочла расширять мощности по перевалке зерна в порту Новороссийск, группа ОТЭКО решила самостоятельно строить терминал. Связаться с представителем «РМП Тамань» не удалось.

Опасения правительства понятны, говорит топ-менеджер одного из возможных инвесторов проекта: у компаний нет жестких обязательств вкладывать деньги. Но и частникам тоже нужны гарантии возврата инвестиций – например, через долю в капитале управляющей компании порта, указывает собеседник «Ведомостей». Поэтому, считает он, Минтрансу нужно доработать проект, чтобы найти баланс интересов.