ФАС заговорила загадками

Телеканалы, обслуживаемые селлером «Видео интернешнл», контролируют больше 35% федеральной рекламы. Но никаких санкций от ФАС в отношении этого продавца не последует. Почему – служба не объясняет

Рынок растет. 143,2

млрд руб. Столько потратили рекламодатели в прошлом году на размещение на российских телеканалах. Это на 9% больше, чем в 2011 г.

В 2011–2012 гг. восемь федеральных каналов, продвижение на которых продает «Видео интернешнл» (ВИ), контролировали 38,4% национального рынка рекламы и 26,5% регионального рынка рекламы, следует из данных, которые опубликовала вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Это «Первый канал», MTV (теперь «Пятница»), 2×2, ТВ3, «Пятый канал», РЕН ТВ, Ю и «Дисней». Исходя из этих данных получается, что ВИ получила преимущественное положение на рынке и федеральные каналы больше не смогут с ней работать, пока она не снизит долю, следует из закона о рекламе. В такой ситуации каналам нужно было каким-то образом решить, кто из них больше не будет работать с ВИ и будет вынужден срочно искать другого продавца или создавать собственную рекламную службу.

Но заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил «Ведомостям», что данные неправильно интерпретированы и доля ВИ на рынке не превышает положенный по закону размер.

В конце 2009 г. Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», запретившие федеральным телеканалам заключать договоры с медиаселлером, контролирующим более 35% продаж телерекламы в стране. Как тогда посчитала ФАС, в 2008–2009 гг. ВИ занимала около 70% телерекламы в стране (национальное размещение). Оставшееся контролировали второй по величине продавец – «Газпром-медиа» и его партнер «Алькасар». По закону доля селлера на рынке рассчитывается как средняя за предыдущие два года. Если канал работает с селлером, доля которого на рынке превышает 35%, он может быть оштрафован на 100 000–500 000 руб.

В опубликованных в прошлом году данных ФАС также отмечалось, что доля каналов, которые обслуживает ВИ, в национальном размещении в 2010–2011 гг. была выше положенной (те же 38,4%). Тогда Кашеваров подтверждал «Ведомостям», что доля ВИ превышена. ФАС не применила санкций к каналам, сославшись на то, что эта норма вступила в силу с 2011 г., а в данных учтены продажи рекламы и за 2010 г. Тем не менее служба направила предупреждения каналам, работающим с ВИ, об осторожности при заключении договоров на продажу рекламы в 2012 г.

Получается, что за прошлый год ВИ снизила долю на рынке, но данные по каналам это не показывают. Кашеваров не захотел объяснять эту загадку, сообщив, что служба считает долю в строгом соответствии с законом и по собственной методологии. Рассказать о методологии он также отказался: «Иначе в результате мы раскроем коммерческую информацию по каналам и по селлерам, на что мы не получали их согласия. Доли каналов ФАС публикует добровольно, по запросу рынка, а публиковать свои расчеты служба не обязана».

Есть несколько вероятных объяснений тому, что раскрываемые ФАС данные не приводят к санкциям против ВИ, рассуждают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Самое простое – служба публикует доли каналов, а не селлера на рынке рекламы, а по закону ограничивается именно доля селлера. Поскольку каналы часто продают спонсорство, а также размещение небольшой части рекламных роликов самостоятельно, эти деньги служба может не засчитывать в долю селлера. Собеседники «Ведомостей» не понимают, почему ФАС не раскрывает свою методологию, каналы сами заинтересованы в такой информации.

Представитель ВИ сообщил, что компании неизвестна методика расчетов ФАС, поэтому полученные цифры он комментировать не может.