Реклама по телефону

Молодой рынок мобильной рекламы быстро консолидируется: Google и Facebook к концу года будут контролировать уже 70% рекламы в телефонах и планшетах

Выручка Google от рекламы в мобильном интернете за прошлый год почти утроилась и достигла $4,6 млрд, подсчитала аналитическая компания eMarketer. Это 52,4% всего мирового рынка мобильной рекламы. За Google с большим отрывом следует Facebook: еще два года назад она вообще не продавала мобильную рекламу, а в 2012 г. выручила от нее уже $0,5 млрд (5,4% рынка). В этом году доходы этих компаний от мобильной рекламы вырастут почти до $9 млрд и $2 млрд соответственно, а вместе они будут контролировать 70% мирового рынка такой рекламы, прогнозирует eMarketer.

Общие расходы рекламодателей в мобильном интернете вырастут в этом году почти вдвое – почти до $16 млрд. В результате доля мобильной рекламы от всех расходов на продвижение в сети увеличится с 8,5 до 13,5%.

Google и Facebook лидируют и на рынке интернет-рекламы в целом: по подсчетам eMarketer, Google в этом году увеличит свою долю на этом рынке интернет-рекламы до 33,2%, а Facebook – до 5%.

Пользуясь тем, что в мобильной версии Facebook меньше места под объявления, соцсеть стала продавать мобильную рекламу дороже, чем обычную интернет-рекламу, рассказала на днях ее вице-президент Кэролин Эверсон. Правда, средний рекламодатель, работающий с Facebook, тратит на продвижение в мобильном трафике не больше 2% рекламного бюджета, признает она.

Крупным игроком на этом рынке становится Twitter – его доля в этом году вырастет до 2%. Как и Facebook, сервис микроблогов еще два года назад вообще не продавал мобильную рекламу. Другим же площадкам размещение в телефонах и планшетах пока не очень удается (см. график).

Российский же рынок мобильной рекламы по сравнению с глобальным остается крохотным. J'son & Partners оценила его объем за 2012 г. в $60,8 млн, причем 60% этих денег было потрачено на рассылку рекламных sms-сообщений и только 40% – на собственно онлайн-рекламу для мобильных устройств. К 2016 г. этот рынок вырастет до $215,8 млн, прогнозируют аналитики J'son & Partners. Публичных данных о крупнейших игроках на этом рынке нет.

Рынок мобильной рекламы в рунете делится на две части, говорит гендиректор рекламного агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов. Первая часть – это реклама крупных брендов, часто глобальных компаний, которые размещаются через привычные им площадки – Mail.ru и «Яндекс». Объем такой рекламы растет примерно теми же темпами, что и рынок интернет-рекламы в целом: в прошлом году расходы на такую мобильную рекламу увеличились на 37,5%. Вторая часть – объявления, нацеленные не на повышение узнаваемости бренда, а на получение конкретного результата – скачивание приложения, регистрацию пользователя на сайте рекламодателя, запись на тест автомобиля и т. п., продолжает Чернышов. Такой рекламой активно пользуются, по его наблюдениям, автодилеры, банки и другие финансовые организации. Большую часть бюджетов здесь контролирует Google и этот сегмент в этом году вырастет примерно в 3 раза, полагает он.

Mail.ru Group недавно сообщила о запуске автоматизированной системы продажи мобильной рекламы. Благодаря ей компания получит поток новых клиентов и в разы увеличит продажи мобильной рекламы, надеется руководитель службы развития продукта Target@Mail.ru Михаил Козлов. Мобильный трафик стремительно растет, значит, и реклама на мобильных устройствах должна переживать взлет, как когда-то контекстная, объяснял он.

Топ-менеджер одной из российских площадок считает методику подсчета eMarketer спорной. На планшетах пользователи, объясняет он, ведут себя по отношению к рекламе практически так же, как на ноутбуках или настольных компьютерах, поэтому записывать объявления, показанные на таких устройствах, в мобильную рекламу бессмысленно, считает собеседник «Ведомостей». Кроме того, российские площадки показывают рекламу в телефонах, но при этом могут не продавать ее как отдельный продукт, говорит собеседник «Ведомостей». Например, «Яндекс» при поиске в телефоне показывает контекстную рекламу, но это объявления специального формата (подстроенного под небольшой экран смартфона), а не отдельный продукт для рекламодателя, указывает он: «Учитывая, как растет мобильный трафик, это уже заметные деньги – но стоит ли их определять как мобильную рекламу?» Представитель «Яндекса» сообщил, что компания не раскрывает отдельно доходы от мобильной рекламы.