Билл Макдермотт: Интервью - Билл Макдермотт, сопредседатель правления SAP AG

Сопредседатель правления SAP о том, как кризис на Кипре повлиял на рынок банковского софта, а мобильные устройства – на управление бизнесом
Билл Макдермотт, сопредседатель правления SAP AG/ А.Махонин/ Ведомости

2000

назначен президентом компании Gartner Inc.

2001

вице-президент Siebel Systems

2002

начинает карьеру в SAP AG

2008

член совета директоров компании, руководитель SAP Global Field Operations

2010

назначен сопредседателем правления SAP AG

Из истории SAP

Компания SAP была создана пятью бывшими сотрудниками IBM – Клаусом Веленрётнером, Хансом-Вернером Хектором, Клаусом Чира, Дитмаром Хоппом и Хассо Платтнером в 1972 г. в Вайнгейме (ФРГ). Вначале она называлась Systemanalyse und Programmentwicklung («Системный анализ и разработка программ») в городе Вайнгейме. С 2005 г. компания называется SAP AG . Сейчас у компании более 238 000 клиентов в 188 странах и более 65 500 сотрудников в 130 странах. В 1992 г. был открыт офис SAP в Москве. Затем открылись представительства в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алма-Ате, Минске и Киеве, а численность сотрудников превысила 800 человек. У компании два сопредседателя – Билл Макдермотт и Джим Хэгеман.

SAP AG

Разработчик программного обеспечения. Акционеры: основатели компании Хассо Платтнер, Клаус Чира и Дитмар Хопп – 22,7%, в свободном обращении – 74,4%. Капитализация – $94,8 млрд. Финансовые показатели (2012 г.): выручка – 20,9 млрд евро, чистая прибыль – 3,6 млрд евро.

В последнее время крупнейший в мире разработчик систем управления предприятиями – немецкая SAP обращает все большее внимание на российский рынок. В I квартале 2013 г. Россия и вовсе стала одним из основных генераторов роста выручки SAP. В интервью «Ведомостям» сопредседатель правления корпорации Билл Макдермотт признался, что хотел бы, чтобы SAP активнее участвовала в информатизации российских госструктур, и призвал предпринимателей использовать кризисы для модернизации IT.

– Довольны ли вы результатами I квартала? Представляя их, вы обмолвились, что Россия показала себя одним из лучших рынков. В чем это выразилось?

– Для SAP это уже 13-й квартал подряд, когда ее софтверный бизнес растет двузначными темпами. В этом квартале мы особенно довольны продажами HANA – аналитической базы данных, работающей в режиме реального времени, а также продажами облачных и мобильных решений. Все эти направления растут трехзначными темпами. Мы вполне удовлетворены результатами квартала в целом, а России признательны особенно: российский бизнес SAP рос в 2 раза быстрее, чем весь наш бизнес в Центральной и Восточной Европе. На российском рынке выделяются такие клиенты, как, например, «М.видео», которая использует для продвижения на рынке наши инновационные инструменты – HANA, CRM-решение, бизнес-аналитику, чтобы ее клиенты могли пользоваться разными каналами обслуживания. Есть и другие – «Эльдорадо», Санкт-Петербургский государственный университет. Россия – гигантский потребитель инноваций. Я с огромным уважением отношусь к российским знаниям и талантам: взять, например, российских инженеров, математиков – у них огромные знания и опыт. Отсюда и такие результаты. Так что спасибо России!

– Если бизнес SAP в России рос вдвое быстрее, чем в Центральной и Восточной Европе, значит, и доля России в общей структуре доходов SAP выросла?

– Сейчас Россия примерно на 10-м месте [по вкладу в консолидированную выручку SAP]. Мы ожидаем, что к 2015 г. наши российские продажи ПО достигнут 1 млрд евро, Россия быстро идет к этой цели. Я ожидаю, что в скором времени Россия станет для SAP одним из самых важных рынков в мире. Если помните, в мае 2012 г. мы удвоили объем инвестиций в Россию. Фактически мы инвестировали в Россию даже больше, чем в Китай.

– Во что именно инвести-ровали?

– Мы объединили весь регион СНГ с Россией и получили одно из самых больших подразделений. Теперь оно сопоставимо с Германией – одним из самых важных для нас региональных подразделений в мире – и по масштабу ресурсов, и по количеству знающих, талантливых, опытных сотрудников, обслуживающих наших заказчиков. То, что мы создаем, – не просто некий товар, а большая дополнительная стоимость, поэтому нужно инвестировать в знания, в таланты, в людей, чтобы лучше отвечать потребностям рынка. Этим мы и занимаемся.

– В каких отраслях российской экономики наиболее востребованы решения SAP? Как это соотносится с ситуацией на мировом рынке – например, в странах БРИКС?

– Мы можем говорить о предприятиях, предоставляющих коммунальные услуги, предприятиях нефтегазового сектора. Это банки (например, Сбербанк), ритейл (мы сотрудничаем с X5 Group), «Аэрофлот», РЖД. В целом SAP работает в 24 отраслях российской промышленности, покрывая практически все.

– Некоторое время назад по российскому IT-рынку ходил слух, будто руководство страны обсуждает перевод всей системы государственного документооборота на платформу SAP.

– Слух хороший. (Смеется.) Хотелось бы мне, чтобы он стал реальностью! Конечно, я был бы рад возможности стандартизировать подход государства к IT-инфраструктуре.

– У SAP в России есть сильный конкурент – 1С. Насколько заметно ее присутствие на рынке софта для автоматизации бизнес-процессов?

– Я к конкуренции отношусь положительно – она проявляет лучшие качества конкурирующих компаний. SAP может предложить клиентам глобальный подход и всю ту функциональность, которая нарабатывалась более 40 лет. Если какой-то из наших местных конкурентов хочет быть действительно успешным, я бы предложил ему пользоваться нашим продуктом HANA для управления данными. Нам все равно, как они будут развивать свой бизнес здесь, главное – чтобы клиент был доволен, а для этого лучше всего подходит HANA.

– Верите ли вы в большие проекты, связанные с созданием IT-инфраструк-туры, которые инициирует и продвигает государство? В России, например, это «Сколково». Есть ли в мире опыт подобных успешных проектов?

– Мне кажется, что главный фактор успеха – это сотрудничество государственного сектора с частным. Правительство играет очень важную роль в том, чтобы настроить рынок страны на инновационное развитие, поощряя компании внедрять инновации и создавать новые возможности и для общества, и для отдельных людей. В глобальной экономике это становится особенно важным.

– Кризисы обычно заставляют компании задумываться о повышении эффективности бизнеса и внедрять системы, позволяющие лучше им управлять. Так было, например, в 2008–2009 гг., когда среди банков вырос спрос на IT-системы. Как вы думаете, подтолкнут ли кого-то к подобным действиям события на Кипре?

– Абсолютно в этом уверен. Это будет важный фактор роста для SAP. Один из индикаторов – индустрия финансовых услуг становится для SAP самым быстрорастущим сектором. Банкам приходится все больше взаимодействовать с конечными клиентами, предоставлять им все больше дополнительных сервисов, в том числе связанных с аналитикой, а клиенты все больше заинтересованы в том, чтобы использовать мобильный банкинг. Другой важный фактор – взаимодействие банка с клиентом должно становиться все более прозрачным. Правительства вправе ожидать, что банки станут следовать определенным стандартам и правилам. А единственный способ повысить прозрачность – это использовать информационные технологии, прежде всего софт. Хотя бы для того, чтобы получать балансовые отчеты в режиме реального времени.

– То есть кризисы влияют на бизнес SAP в позитивном смысле?

– В общем, да. Наш бизнес уникален тем, что хорошо себя чувствует и в плохие времена, и в хорошие. Когда спрос снижается и люди начинают сокращать издержки, они используют ПО, чтобы автоматизировать определенные процедуры и минимизировать ручной труд. В ситуациях, подобных тем, что происходят сейчас вокруг Кипра, люди используют софт, для того чтобы улучшить способы управления бизнесом. В периоды роста софт тоже необходим, поскольку нужно захватывать новые рынки, а для этого следует просчитывать разные сценарии действий. Поэтому мы уже 41 год остаемся растущей компанией. (Смеется.)

– В мире все больше пользователей мобильных устройств – планшетов, смартфонов. Это как-то влияет на организацию бизнес-процессов в масштабах мировой экономики?

– Сегодня в мире больше мобильных устройств, чем зубных щеток. Невероятно, насколько важными стали мобильные устройства для людей в разных точках планеты. Яркий пример – Кения, где люди экономят на покупке продуктов, чтобы иметь возможность пользоваться мобильной связью. В некотором смысле, я думаю, распространение мобильных устройств является способом для перехода бедного класса к среднему. 10%-ный рост проникновения сотовой связи на развивающихся рынках равен 1%-ному росту ВВП всей страны. Замечательный пример – Standard Bank в Южной Африке. Он пытается вовлечь в банковскую систему [с помощью мобильных технологий] 10 млн клиентов, в результате количество людей, не охваченных банковскими услугами, резко сократится. С помощью мобильных устройств и решений SAP ежедневно открывается до 7000 новых счетов. Время, затрачиваемое на открытие счета, – менее 6 минут. Это существенно изменит правила игры.

– Большинство разработчиков программного обеспечения сейчас делают ставку именно на мобильные приложения. Насколько быстро идет «мобилизация» самой SAP?

– Сейчас я управляю своей компанией с помощью мобильного приложения SAP для iPad. Мы предоставляем платформу для создания таких приложений нашим партнерам и нашим клиентам. Конечно, приложения, критичные для управления бизнес-процессами, мы пишем сами. Мы обеспечиваем безопасность работы с такими приложениями на мобильных устройствах – ведь сейчас пользоваться ими для работы позволяет множество компаний, но о безопасности думают далеко не все.

– И какие результаты принесло управление компанией с помощью iPad?

– Возможность использовать iPad в работе подтверждает наше мнение о том, что мобильные устройства вскоре будут использоваться в качестве полноценных рабочих мест. Понимание всех возможностей мобильных устройств заставило нас еще больше задуматься о них как о части стратегии роста компании. Возможности iPad и преимущества мобильных технологий – причины, по которым мы приобрели Sybase в 2010 г. В компании SAP 18 000 сотрудников пользуются iPad. С помощью технологии SAP HANA я могу просмотреть работу всей компании в режиме реального времени с iPad, где бы я ни был. Эти устройства не только изменили наш рабочий процесс – они изменили даже подходы к принятию решений. Теперь в первую очередь создается мобильная версия [продукта]. Наши приложения должны иметь не только красивый, но и удобный интерфейс на любом мобильном устройстве.

– Относительно недавно SAP открыла для себя сегмент среднего и малого бизнеса. Насколько успешной оказалась экспансия на этот рынок?

– Этот сектор оказался для нас очень успешным. Доля среднего и малого бизнеса в базе клиентов SAP – около 65%, иначе у нас не могло бы быть 200 000 клиентов. Я думаю, глобальные изменения пойдут тогда, когда Business One начнет работать на HANA. Для России это будет громадным изменением.

– Уже несколько лет длится судебная тяжба между SAP и Oracle по поводу использования вашей компанией интеллектуальной собственности конкурента. На какой стадии сейчас разбирательство? Не отражается ли оно на клиентах?

– Судебные разбирательства будут идти своим чередом. Но, как вы верно указываете, проблемы могут возникнуть у клиентов. И в этой ситуации пострадает в первую очередь Oracle. C уходом в «железо» бизнес-модель [этой компании] серьезно пострадала. Фрагментированный подход к разработке приложений тоже ударил по пользователям. Нам от этого даже стало легче.

– Некоторые бывшие сотрудники SAP упрекают компанию в излишне жесткой вертикали власти, сложившейся в ней. В частности, речь идет о том, что менеджеры на местах не имеют достаточно полномочий для принятия серьезных решений. Согласны ли вы с этими упреками?

– Мы считаем, что во главе угла должны стоять наши клиенты, и наделяем сотрудников полномочиями, с помощью которых они могут лучше удовлетворить потребности клиентов. У нас непоколебимое доверие к нашим сотрудникам, что совершенно нетипично для рынка в целом. Если мы ориентируемся на клиента и его потребности, если их обслуживает наделенный полномочиями сотрудник, тогда бизнес начинает работать.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Очень люблю баскетбол! Может, когда-нибудь приеду и в свободное время устрою матч в России. Еще – глубоководную рыбалку. Но никогда не забираю с собой пойманных рыб.