Письма


Покер шулеров

На статью «Климат для роста» (№ 108 от 21.06.2013, стр. 01)

Иногда мне кажется, что у нас великовельможное государство, где при любых обстоятельствах надо уметь говорить двусмысленно, обходя конкретные определения, которые, собственно, и есть краеугольный камень неспешной экономики. Я тоже скажу витиевато: когда за покерным столом сидят четыре человека, которые принесли свои деньги и рискуют ими [чтобы] выиграть и приумножить, а крупье выдает пятому и шестому игроку фишки за просто так, да еще и показывает им карты из прикупа – игра долго не продолжится, только если первые «инвесторы» не конченые идиоты.

Всеволод Богомазов, Санкт-Петербург

Демократия не поможет бизнесу

На новость «Гуриев: Россия не добьется роста ВВП в 5% из-за недоверия бизнеса» (www.vedomosti.ru от 21.06.2013)

Не соглашусь с Гуриевым: бизнесу [наплевать] на доверие и политику. Бизнес смотрит на доходность. Не нужно рвать на себе рубашку и кричать, что мы худшие в мире. Риски ничуть не меньшие, чем в Бразилии и Индии (к примеру). Просто доходность в тех странах повыше будет. Вот международные инвестиционные потоки текут туда.

Есть еще «пороховые бочки» Индонезия и Бангладеш. Сейчас обладают едва ли не наивысшим потенциалом роста из-за низких издержек производства. И бизнес туда стремится так, что пятки сверкают. И всем в общем-то плевать на исламистов-фанатиков (в первом случае) и высокий уровень коррупции (во втором). Есть шанс урвать большой вкусный ломоть – вот о чем думает бизнес.

А Россия, вся такая из себя, – это отработанный материал. Появятся перспективы роста – будет приток инвестиций и бизнес-активность. Не появятся – не устремятся инвесторы, будь мы хоть трижды демократичными и прозрачными.

Александр Леонтьев, Москва

Как поделили нефть в Ираке

На статью «Иллюзия суверенитета» (№ 105 от 18.06.2013, стр. 07)

Немного о послевоенных нефтяных контрактах в Ираке: 1) во всех контрактах иракское правительство является контролирующим акционером; 2) контракты устроены таким образом, что варяг инвестирует 100% в развитие месторождения, далее из добытой нефти получает возвращение своим инвестициям за 3–4 года, потом варяг довольствуется лишь комиссией в полдоллара за добытый баррель (это при цене за 100), в итоге все риски на варягах, все сливки у иракцев; 3) без варягов Ирак сам добывать большую часть своих запасов не в состоянии из-за банального отсутствия знаний (по этой же причине Сечин Арктику развивает в альянсах с западными компаниями) и 4) контракты достались и китайцам, и нашим (самый большой контракт достался «Лукойлу»), а ExxonMobil вообще не имеет контрактов в Ираке, например.

Нисколько не обсуждаю общий контекст, но есть вещи, о которых полезно знать, когда обсуждается «нефтяной передел» в Ираке.

Станислав Кондратьев, Москва