Регуляторы: Онлайн-сервисы для малого бизнеса

Одним из факторов развития малого бизнеса является удобная и простая система налогообложения. Действующее налоговое законодательство предусматривает значительные преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, заключающиеся в добровольном выборе системы налогообложения (общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения); в замене основных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц) одним налогом; в упрощении ведения учета хозяйственных операций (доходов и расходов), что делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов; в упрощении порядка определения налоговых обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства; в сокращении объема представляемой налоговой отчетности для указанной категории налогоплательщиков (налоговая декларация, например, сдается один раз в год!); в применении ими пониженных налоговых ставок.

Опыт администрирования налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в сфере малого бизнеса, показывает, что ошибки в исчислении налогов этой группой налогоплательщиков, как правило, являются не умышленными, а связанными с их невысокой налоговой грамотностью.

К сожалению, достаточно большой круг малых предпринимателей имеет о налоговом законодательстве лишь общее представление, хотя нормы и правила исчисления налогов напрямую влияют на итоговую доходность бизнеса.

Но в этой ситуации важным является тот факт, что такие налогоплательщики потенциально добросовестны. И для них каждая совершенная ошибка может привести к утрате возможности применения специального налогового режима, что, в свою очередь, приведет к серьезным экономическим потерям для и без того небогатого налогоплательщика.

Наша задача заключается в том, чтобы минимизировать допускаемые ими ошибки в исчислении налогов и, может быть, даже предвосхищая их, разъяснить и объяснить положения и правила Налогового кодекса.

С этой целью ФНС России активно развивает систему электронных сервисов. Сегодня на сайте ФНС России представлено 35 онлайн-сервисов, к которым за 2012 г. обратилось более 60 млн пользователей.

Сегодня онлайн-сервисы ФНС России помогают создать и вести бизнес, исполнять налоговые обязательства.

В 2012 г. на территории всей страны также запущен сервис онлайн-регистрации индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе и с использованием мобильных устройств (32 000 регистрационных действий в электронном виде). Данный сервис отмечен дипломом Министерства связи в номинации «Лучшая государственная услуга, предоставляемая бизнесу с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия».

А сервисы «Личный кабинет налогоплательщика физического лица», который заработал по всей стране в 2012 г., и «Личный кабинет юридического лица», который мы запустили в 2013 г., представляют собой «единую точку входа» – их сервисы охватывают практически все стороны взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов.

В ближайшее время на сайте ФНС России будет открыт новый раздел, позволяющий сформировать и отправить заявление на получение патента через интернет.

В сервисе «Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами» на регулярной основе рассматриваются методологические вопросы налогообложения. Было бы очень хорошо, если бы налогоплательщики почаще заглядывали в этот раздел, он как раз и помогает избегать ошибок в исчислении налогов и сборов.

Одним из действенных инструментов «ненавязчивой» агитации простого заполнения отчетных документов являются формы налоговых деклараций.

На мой взгляд, существует определенный стереотип о том, что заполнить налоговую декларацию сложно, она очень большого объема, очень сложная и т. п. Но если взглянуть на формы налоговых деклараций, заполняемых малым бизнесом, то можно с легкостью увидеть, что ситуация обстоит несколько иначе.

Например, декларация по единому налогу на вмененный доход либо декларация по упрощенной системе налогообложения. Они состоят буквально из 2–3 листов. И набор показателей, отражаемый в них, очень простой: доходы, расходы, отдельные показатели, характеризующие вид деятельности, ставка налога и т. п.

А вот пояснения к порядку их заполнения действительно большие. Но эти пояснения – это как раз и есть форма помощи по применению налогового законодательства.

Очевидно, что, не зная налогового законодательства, правильно посчитать налог очень сложно.

А наши инструкции по заполнению налоговых деклараций, по сути, представляют собой определенную пошаговую инструкцию для налогоплательщика, который, например, умеет отлично ремонтировать обувь, но не знает всех тонкостей налогообложения.

В итоге получается некий компромисс. Чем меньше форма налоговой декларации, чем меньше в ней показателей, тем лучше нужно знать и понимать, как считается налог, т. е. знать положения и правила Налогового кодекса.

С другой стороны, отражая в налоговой декларации промежуточные результаты конкретных операций по отдельности, потенциально снижается риск совершения ошибки в исчислении итоговой суммы налога. Да и в случае совершения ошибки ее проще обнаружить и исправить, но при этом в налоговой декларации появляется больше показателей – и сама она становится по объему больше.

Безусловно, понимая это, мы ориентированы на создание формы декларации, которая была бы максимально удобна бизнесу, поэтому хотим привлечь малый бизнес к совместной разработке налоговых деклараций. Целью декларации должен являться не маленький или большой объем листов, а простота и понятность ее заполнения. Мы предлагаем предпринимательскому сообществу дать свои предложения, в какой форме им было бы удобнее работать с данной декларацией.