Социальный бизнес: Основной мотив – изменить мир к лучшему
ОАО «Банк Уралсиб»
Коммерческий банк. Владелец – ОАО «Финансовая корпорация Уралсиб» (основной бенефициар – Николай Цветков). Финансовые показатели (на 1 апреля 2013 г., данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы – 409,5 млрд руб., собственный капитал – 42,3 млрд руб., нераспределенная прибыль – 210,5 млн руб.
Мы все осознаем важность малых предприятий с точки зрения развития конкуренции и формирования среднего класса, который во всех странах считается основой политической и экономической стабильности.
В сфере малого и среднего бизнеса действительно работают люди творческие и одаренные, находящиеся в постоянном поиске чего-то нового, интересного, всегда готовые занять пустующую нишу.
Но что еще более важно, предприниматели сегодня становятся проводниками значительных и положительных изменений в обществе, вносят реальный вклад в развитие своего района, города и области.
В России существует значительный потенциал для развития предпринимательства. И чем больше людей будут реализовывать свои идеи, тем больше мы увидим новых предприятий, занятых в сфере производства и услуг.
Впервые на форуме [V конференции «Ведомостей» о развитии малого и среднего бизнеса] затронута тема социально ориентированного малого бизнеса. Мы видим, как у нас в стране постепенно формируется отдельное направление малого бизнеса, в основе которого лежит желание предпринимателей решать различные социальные проблемы.
Стоит отметить, что среди бизнесменов есть действительно немало тех, кто старается действовать социально ответственно: направляет средства на благотворительные программы; соблюдает правила, запрещающие вести бизнес, имеющий негативные последствия для общества; использует экологически чистые технологии и материалы; соблюдает должное внимание и уважение к своим работникам. Но тем не менее все это имеет опосредованное отношение к социально ориентированному предпринимательству.
Социальные предприниматели отличаются тем, что, используя заработанный доход, прямо и непосредственно решают социальные проблемы. Это воздействие выражается по-разному: либо компании реализуют социально значимые продукты и услуги, становясь проводником социальной миссии, либо нанимают сотрудников из социально уязвимых категорий населения для улучшения их положения. При этом создаются возможности для тиражирования таких предприятий в других регионах с похожей проблемой.
И если эффективность привычного всем бизнеса обязательно измеряется финансовыми результатами, то результат работы социальных предпринимателей имеет более сложную структуру. Их коммерческая деятельность является способом достижения социальных целей. По сути, их основной мотив – изменить мир к лучшему.
В то же время, как показывает опыт общения, набирающее популярность социальное предпринимательство означает для разных людей разное. И в этом есть свои плюсы и минусы: отсутствие четкости в понимании, с одной стороны, предполагает богатое разнообразие деятельности таких предпринимателей, а с другой – рождает некоторые сложности в определении отличительных критериев этого вида бизнеса, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о поддержке социального предпринимательства как со стороны государства, так и банковской сферы.
Учитывая это обстоятельство, необходимо разработать правовое определение социального предпринимательства. И на практике приложить усилия, направленные на популяризацию и поддержку предприятий, работающих в этой сфере. На сегодня это одна из актуальных задач.
В этом смысле показателен проект «Социальный предприниматель», реализованный банком «Уралсиб» совместно с издательским домом «Коммерсантъ». В 2012 г. нами были представлены наиболее успешные предприятия в этой области. Причем в проекте были задействованы только российские кейсы. Все эксперты проекта: менеджеры банка «Уралсиб», представители фонда региональных социальных программ «Наше будущее» – с вниманием изучали опыт предпринимателей и имели возможность высказаться по каждому кейсу. Истории российских компаний, таких как «Бампер», Proekt Pro, Senior Group, «Либерти», «Леге», «Ортамода» и многих других, продемонстрировали востребованность и перспективность этого вида бизнеса.
Кроме того, банк «Уралсиб» дважды в год более чем в 70 городах России реализует собственный проект для предпринимателей – «Дни открытых идей», где разъясняются вопросы государственных и банковских программ поддержки и кредитования малого и среднего бизнеса. Теперь эта программа будет расширена за счет специальных мероприятий для социальных предпринимателей.
Новым этапом и шагом вперед для нас стало подписание на форуме «Ведомостей» соглашения о сотрудничестве в области поддержки социального предпринимательства с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». В рамках этого соглашения при участии Минэкономразвития мы планируем создать совместную программу поддержки с помощью грантового финансирования, льготного кредитования по ставке, близкой к ставке рефинансирования, бесплатного обучения и консультаций со специалистами по юридическим и финансовым вопросам.
В течение года конкурсная комиссия, состоящая из представителей сторон соглашения и муниципальных властей, будет производить отбор проектов в области социального предпринимательства. При этом особое внимание будет уделено популяризации историй успеха социальных предпринимателей – участников программы.
К нашей инициативе уже подключилось Минэкономразвития. И в перспективе мы рассчитываем на поддержку других министерств и ведомств, которые в процессе работы могут помочь сформировать понимание того, как привлечь в социальную сферу больше новых людей, готовых трудиться в малом бизнесе. Кроме того, должны быть разработаны льготные условия – субсидирование работ социальных предпринимателей, кредитование специальных программ в этой сфере. Необходимо усовершенствовать правовое регулирование, а также выделить виды экономической деятельности, которые могли бы в совокупности создавать представление об этом секторе экономики.
В то же время важен процесс объединения лидеров, развивающих социальное предпринимательство. В ряде регионов во многом благодаря их инициативам социальное предпринимательство успешно применяет инновационные идеи и достигает устойчивой самоокупаемости.