Социальный бизнес: Основной мотив – изменить мир к лучшему

ОАО «Банк Уралсиб»

Коммерческий банк. Владелец – ОАО «Финансовая корпорация Уралсиб» (основной бенефициар – Николай Цветков). Финансовые показатели (на 1 апреля 2013 г., данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы – 409,5 млрд руб., собственный капитал – 42,3 млрд руб., нераспределенная прибыль – 210,5 млн руб.

Мы все осознаем важность малых предприятий с точки зрения развития конкуренции и формирования среднего класса, который во всех странах считается основой политической и экономической стабильности.

В сфере малого и среднего бизнеса действительно работают люди творческие и одаренные, находящиеся в постоянном поиске чего-то нового, интересного, всегда готовые занять пустующую нишу.

Но что еще более важно, предприниматели сегодня становятся проводниками значительных и положительных изменений в обществе, вносят реальный вклад в развитие своего района, города и области.

В России существует значительный потенциал для развития предпринимательства. И чем больше людей будут реализовывать свои идеи, тем больше мы увидим новых предприятий, занятых в сфере производства и услуг.

Впервые на форуме [V конференции «Ведомостей» о развитии малого и среднего бизнеса] затронута тема социально ориентированного малого бизнеса. Мы видим, как у нас в стране постепенно формируется отдельное направление малого бизнеса, в основе которого лежит желание предпринимателей решать различные социальные проблемы.

Стоит отметить, что среди бизнесменов есть действительно немало тех, кто старается действовать социально ответственно: направляет средства на благотворительные программы; соблюдает правила, запрещающие вести бизнес, имеющий негативные последствия для общества; использует экологически чистые технологии и материалы; соблюдает должное внимание и уважение к своим работникам. Но тем не менее все это имеет опосредованное отношение к социально ориентированному предпринимательству.

Социальные предприниматели отличаются тем, что, используя заработанный доход, прямо и непосредственно решают социальные проблемы. Это воздействие выражается по-разному: либо компании реализуют социально значимые продукты и услуги, становясь проводником социальной миссии, либо нанимают сотрудников из социально уязвимых категорий населения для улучшения их положения. При этом создаются возможности для тиражирования таких предприятий в других регионах с похожей проблемой.

И если эффективность привычного всем биз­неса обязательно измеряется финансовыми ре­зультатами, то результат работы социальных предпринимателей имеет более сложную структуру. Их коммерческая деятельность является способом достижения социальных целей. По сути, их основной мотив – изменить мир к лучшему.

В то же время, как показывает опыт общения, набирающее популярность социальное предпринимательство означает для разных людей разное. И в этом есть свои плюсы и минусы: отсутствие четкости в понимании, с одной стороны, предполагает богатое разнообразие деятельности таких предпринимателей, а с другой – рождает некоторые сложности в определении отличительных критериев этого вида бизнеса, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о поддержке социального предпринимательства как со стороны государства, так и банковской сферы.

Учитывая это обстоятельство, необходимо разработать правовое определение социального предпринимательства. И на практике приложить усилия, направленные на популяризацию и поддержку предприятий, работающих в этой сфере. На сегодня это одна из актуальных задач.

В этом смысле показателен проект «Социальный предприниматель», реализованный банком «Уралсиб» совместно с издательским домом «Коммерсантъ». В 2012 г. нами были представлены наиболее успешные предприятия в этой области. Причем в проекте были задействованы только российские кейсы. Все эксперты проекта: менеджеры банка «Уралсиб», представители фонда региональных социальных программ «Наше будущее» – с вниманием изучали опыт предпринимателей и имели возможность высказаться по каждому кейсу. Истории российских компаний, таких как «Бампер», Proekt Pro, Senior Group, «Либерти», «Леге», «Ортамода» и многих других, продемонстрировали востребованность и перспективность этого вида бизнеса.

Кроме того, банк «Уралсиб» дважды в год более чем в 70 городах России реализует собственный проект для предпринимателей – «Дни открытых идей», где разъясняются вопросы государственных и банковских программ поддержки и кредитования малого и среднего бизнеса. Теперь эта программа будет расширена за счет специальных мероприятий для социальных предпринимателей.

Новым этапом и шагом вперед для нас стало подписание на форуме «Ведомостей» соглашения о сотрудничестве в области поддержки социального предпринимательства с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». В рамках этого соглашения при участии Минэкономразвития мы планируем создать совместную программу поддержки с помощью грантового финансирования, льготного кредитования по ставке, близкой к ставке рефинансирования, бесплатного обучения и консультаций со специалистами по юридическим и финансовым вопросам.

В течение года конкурсная комиссия, состоящая из представителей сторон соглашения и муниципальных властей, будет производить отбор проектов в области социального предпринимательства. При этом особое внимание будет уделено популяризации историй успеха социальных предпринимателей – участников программы.

К нашей инициативе уже подключилось Минэкономразвития. И в перспективе мы рассчитываем на поддержку других министерств и ведомств, которые в процессе работы могут помочь сформировать понимание того, как привлечь в социальную сферу больше новых людей, готовых трудиться в малом бизнесе. Кроме того, должны быть разработаны льготные условия – субсидирование работ социальных предпринимателей, кредитование специальных программ в этой сфере. Необходимо усовершенствовать правовое регулирование, а также выделить виды экономической деятельности, которые могли бы в совокупности создавать представление об этом секторе экономики.

В то же время важен процесс объединения лидеров, развивающих социальное предпринимательство. В ряде регионов во многом благодаря их инициативам социальное предпринимательство успешно применяет инновационные идеи и достигает устойчивой самоокупаемости.