От редакции: Академическое слияние

ИТАР-ТАСС

Преобразования отечественной науки приобретают все более четкие контуры. Диалектика реформы: разделение научной и хозяйственной деятельности пойдет одновременно с объединением организационных структур. Управление собственностью и недвижимостью Российской академии наук (РАН) передадут агентству при правительстве. Часть научных институтов выведут из подчинения академии и передадут еще одному правительственному агентству, часть – в ведение профильных министерств. Параллельно к «большой» РАН присоединят академии медицинских и сельскохозяйственных наук. Новая единая академия, сообщил вчера на заседании правительства министр Дмитрий Ливанов сосредоточится на научных проектах, конкурсном выделении грантов ученым и исследовательским коллективам, а также займется перспективным планированием. Кроме того, будет объявлен трехлетний мораторий на избрание новых академиков. Соответствующий законопроект правительство внесет в Госдуму уже на будущей неделе.

В блогах и социальных сетях реформу подвергли уничижительной критике, сравнивали с инициативой Владимира Путина объединить Верховный и Высший арбитражный суды. Однако отношение к фигурам Медведева и Ливанова не должно заслонять остроты проблемы. Отечественная наука и структура ее управления давно требуют модернизации. Новый президент РАН Владимир Фортов вскоре после избрания в мае 2013 г. сказал: «Существуют внутренние проблемы, которые мы устроили сами внутри академии. Назову только одну – это бюрократия». Около 40% сотрудников РАН не заняты научно-исследовательской деятельностью.

Отделение науки от управления различным имуществом – правильная мера, ее эффективность подтверждена опытом многих стран. Ради повышения прозрачности и эффективности научных исследований Россия пытается создать аналог американских эндаументов – целевых капитальных фондов, которые нельзя продавать. Адекватным представляется и отказ от сохранения всех крупных советских НИИ и переход к небольшим лабораториям как к основному типу научных коллективов. Это не помешает продолжать работы институтам, доказавшим научную состоятельность.

Беспокоят не предложения, а некоторые их пункты и способы реализации. Удивляет выдвижение важной для будущего науки инициативы в закрытом формате. Законопроект, который планируют принять уже в нынешнюю сессию, не был заранее опубликован и не обсуждался общественностью. По словам Фортова, его не обсуждали также ни с академиками, ни с научными сотрудниками. Неясно, зачем объединять три разных и неравных по численности академии. Тревожит также судьба НИИ, передаваемых в управление бюрократам, которые не имеют представления о важности исследований.